ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Архетипом в христианской эстетике является первообраз, или же образ Бога. Отчасти это понятие наследует миру идей Платона — миру, который состоит из неизменных и вечных сущностей, единых для всего человечества. Архетип выходит за пределы философии и эстетики и становится междисциплинарным понятием с подачи Карла Густава Юнга. Юнг вводит это понятие для описания сферы коллективного бессознательного — как и эйдосы, архетипы — это устойчивые образы, универсальные для всех. Они неуловимы, но они существуют в фольклоре, в религии и в искусстве. Возможны ли архетипы в архитектуре? Она во многом основывается на системе образцов — таковой, например, является ордер. Архитектура также предлагает бесчисленное количество образов, единых для разных культур и эпох. Будучи самым утилитарным видом искусства, она тем не менее существует неотрывно от других пристанищ архетипов — религии, мифов и легенд — и вызывает у зрителя психологические ассоциации, которые отражаются даже в речевых конструкциях: отсюда, например, выражения «жить в башне из слоновой кости» или «сжигать мосты». Архитектурные архетипы сильнее всего проступают в других областях искусства — в литературе, в живописи, а позже и в кино: от лабиринта Минотавра до антиутопического города в «Бегущем по лезвию». В XX веке, богатом на переосмысление образов прошлого и ответственном за появление новых, с архетипами работали Луис Кан и Леон Крие, осознано использовавшие архитектурные первообразы в своих работах. Однако в контексте разговора о неуловимом и междисциплинарном понятии архетипа стоит обратиться к бумажной архитектуре 1980-х годов — архитектуре из мира идей, вида творчества на пересечении разных территорий искусств. Работы архитекторов-«бумажников» как правило создавались для концептуальных международных конкурсов. Конкурсные задания предлагали исследовать такие общие понятия, как, например, башни, мосты, театры и форумы. Успех бумажной архитектуры за рубежом говорит об универсальности этих архетипов, их существования в коллективном бессознательном человека в независимости от культуры или места проживания. Невозможность осуществить свои идеи в жизни, а в последствии намеренный отказ «бумажных» архитекторов делать свои концептуальные проекты возможными для реализации, подчеркнутая эмоциональность и тесная связь с литературой переводят бумажную архитектуру в пространство идеи, философии архитектуры, в котором разговор об архетипах как нельзя уместен и возможен. В рамках доклада будут рассмотрены самые распространенные из них — от архетипа убежища до появившегося сравнительно недавно архетипа небоскреба.