ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Обращение к мифопоэтическому мировосприятию, классическим работам по психологии личности и исследованиям в области современной культуры позволяет выделить три формы идентичности, которые условно можно охарактеризовать как форму «частичной идентичности» (характерные черты которой можно продемонстрировать на примере обращения к классической модели идентичности Э.Эриксона, а практическое доминирование которой – обнаружить у представителей современной ему западной цивилизации), форму «превосходящей идентичности» (теоретическое обоснование которой прописано в работах Ж.-Ж.Руссо, а практическое воплощение обнаруживается в системе возрастных групп, характерной для мифопоэтических обществ) и форму «рассеянной идентичности» (теоретическое описание которой предпринимается в данном докладе, а практическая реализация прослеживается на примере трансформации современной системы образования и культуры). Проводятся параллели между тенденциями фрагментации образовательного пространства в современном мире, нелинейностью современного образования, эффектом избыточности информации и аналогичными процессами в культуре, связанными с установлением ситуации постмедиа в искусстве, распространением трансмедийного повествования и проблемой профанации. Делается вывод о том, что классическое академическое образование (особенно на уровне высшего образования) предполагает формирование у обучающегося «превосходящей» идентичности, и допускает, хотя и не приветствует, формирование «частичной» идентичности. В то же время, классическое академическое образование не рассчитано на формирование идентичности «рассеянного» или «распределённого» типа. Означает ли это, что современное образование должно быть трансформировано в соответствии с тем типом идентичности, который формируется современной культурой - или же оно должно, напротив, выступать тем сдерживающим стимулом, который, следуя классической или мифопоэтической модели идентичности и соответствующим принципам классического академического образования, позволит удержаться от полного ухода в форму «рассеянной» идентичности и сохранить для современного человека возможность удержания собственной целостности? Анализ основных трендов и оснований системы современного высшего образования показывает, что второй вариант является предпочтительным.