ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Влияние биотехнологий, воздействующих на тело и сознание человека, а также на идентичность человека несомненно. В качестве последствий технонаучного прогресса исследователи выделяют риски для целостности природы человека, а также говорят о формирования нового типа идентичности. Ставится проблема неидентичности в связи с генной инженерией и репродуктивными технологиями. Целостность и идентичность – связанные антропологические характеристики. Концепция целостности человека является одним из важнейших принципов европейской биоэтики. Целостность изначально присуща человеческой природе – в сущности человека заключена характеристика «быть целостным». Идентичность – то, что только должно быть сформировано под воздействием культуры, она необходимо должна возникнуть как один из аспектов целостности человека. Российский биоэтик Тищенко П. Д. пишет: «В имени "человек" уже наброшена некоторая существенная тождественность (идентичность) существа, о котором идет речь, самому себе. Это набрасывание идентичности одновременно оказывается "заключением в скобки" всего отклоняющегося, нетождественного». Проследить связь концепций целостности и идентичности можно через понятие автономии. Утрата автономии человека приводит к разрушению идентичности, а значит и к потере целостности личности. Эта идея выражена в концепции «голой» идентичности («голой жизни») в работах В. Франкла и Дж. Агамбена. Этот же смысл выражен в литературном образе «манкурта» в романе Ч. Айтматова. Поиск ответов на антропологические вызовы биотехнологий, связанные с формированием идентичности и сохранением целостности личности, требует уточнения аспектов целостности человека. Отдельной задачей является обоснование тезиса о том, что редукционистский дискурс о человеке, который задаётся эпохой биотехнологий, не может являться достаточным фундаментом для преодоления кризисов идентичности, имеющих, в том числе, техногенный характер.