ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИЧЕСКОМ С ПОЗИЦИИ ТРАКТОВКИ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В АУТООРДИНАЦИОННОМ ПОДХОДЕ Донцов Д.А. МГУ имени М.В. Ломоносова, МГППУ (г. Москва) В контексте взаимосвязи сознательного и бессознательного в психическом представлено авторское направление В.А. Янышевой: аутоординационная психология и психотерапия. Приведена авторская психодиагностическая методика В.А. Янышевой «Диагностика эго-состояний личности в аутоординационном подходе», посвящённая неклассическому, по сравнению с трансактным анализом Э. Бёрна, пониманию и определению таких эго-состояний личности, выделяемых В.А. Янышевой, как: контролирующий родитель; опекающий родитель; взрослый; естественный ребёнок; капризный, обиженный, бунтующий ребёнок; адаптивный ребёнок. Ключевые слова: психика, сознание, подсознание, бессознательное, психодиагностика, эго-состояние, аутоординационный поход. Предназначение методики В.А. Янышевой «Диагностика эго-состояний в аутоординационном подходе». Данную методику могут использовать сами респонденты для выявления выраженности своих эго-состояний. Эту методику могут применять психологи-диагносты для составления психодиагностического портрета человека. Настоящую методику могут осуществлять психологи-консультанты, психотерапевты любых направлений в качестве информационного материала, на основе которого характеризуется личность клиента и проводится психологическая коррекция негативных эго-состояний. В общем и целом, данная методика предназначена для всех специалистов-психологов: психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, психологов-психодиагностов, преподавателей практически ориентированных психологических дисциплин, научных сотрудников-психологов, возрастных психологов, клинических психологов, а также социальных, служебных, военных, управленческих, транспортных, спортивных, пенитенциарных, экстремальных психологов и других профильных специалистов. Инструкция к методике. Уважаемый респондент! Вы проходите данную методику трижды: первый раз — с точки зрения Вашего отношения к себе, второй раз — с точки зрения Вашего отношения к людям, значимым для Вас, третий раз — с точки зрения их отношения к Вам. Для этого Вы используете 3 экземпляра данной методики, представленные в печатной или электронной форме. Стимульный материал методики состоит из 6 таблиц. Обращайте внимание на наименование каждой таблицы — определения, содержащиеся в ней, напрямую характеризуют её название. Таким образом, каждый из 3 печатных или электронных экземпляров содержит 6 таблиц, каждая из которых посвящена какому-либо одному аспекту: слова, фразы и мысли (таблица № 1), интонация и манера говорения (таблица № 2), речь и качество речевого поведения (таблица № 3), мимика и выражение лица (таблица № 4), язык телодвижений (таблица № 5), отношение и поведение (таблица № 6). Каждая таблица включает в себя 6 столбцов, каждый из которых содержит особый список определений (слов, словесных выражений). Отметьте, пожалуйста, в каждом столбце те определения — характерные слова и фразы, особенности интонации, речи, мимики, специфику телодвижений (языка тела), особенности отношения и поведения — которые в наибольшей степени характеризуют: 1) как Вы относитесь к себе (в 1-м печатном или электронном экземпляре); 2) как Вы относитесь к значимым для Вас людям (во 2-м печатном или электронном экземпляре); 3) как, по Вашему мнению, к Вам относятся значимые для Вас люди (в 3-м печатном или электронном экземпляре). Под понятием «значимые для Вас люди» следует понимать тех людей, общение и взаимодействие с которыми являются очень существенными для Вас в Вашей жизни и деятельности. Это очень важные Вам лично люди: ваша семья, ваши близкие, друзья, соседи, коллеги, руководители, — которые могут влиять на Вас как положительно, так и отрицательно. Важно! Обязательно имейте в виду, что во всех таблицах в заглавии каждого столбца указано пояснение того, с каких эмоциональных позиций нужно относиться к представленным в столбце определениям: 1) без негативных эмоций — отсутствует негативный эмоциональный заряд; в данном случае наблюдаются авторитетность, непоколебимое спокойствие, уравновешенность, эмоциональная безупречность, полная уверенность в себе, твёрдость в отстаивании своей позиции; 2) с положительными эмоциями — заряженность именно положительными эмоциями; в данном случае положительные эмоции отличаются спокойствием, мягкостью, опекающей добротой, заботливостью, умеренностью, отсутствием сильного эмоционального всплеска; 3) без эмоций — нет эмоционального заряда; в данном случае отсутствует эмоциональная включённость во взаимодействие; наблюдаются сдержанная позиция в общении, компетентное спокойствие, уравновешенность, эмоциональная нейтральность, коммуникативная уверенность; 4) с позитивными эмоциями — заряженность исключительно позитивными эмоциями; в данном случае позитивные эмоции отличаются яркостью, насыщенностью, добротой, глубиной, силой, восторженностью; 5) с выраженными негативными эмоциями — присутствует явный, ярко негативный эмоциональный заряд; в данном случае отрицательные эмоции отличаются большим разнообразием, сильной выраженностью, психологическим отрицательным давлением на окружающих; 6) со скрытыми негативными эмоциями — имеется негативный эмоциональный заряд; в данном случае отрицательные эмоции отличаются направленностью и на других, и на себя, эмоциональным непринятием себя и окружающих, самообвинением и обвинением других, глубоко упрятанной злобной тоскливостью, невысокой выраженностью за счёт их подавления; и поэтому очень редко открыто прорываются и проявляются во взаимодействии с окружающими людьми. Пожалуйста, выбирайте определения во всех 6 таблицах стимульного информационного материала методики не обдумывая, спонтанно, не размышляя над ними. Если ни одно слово (определение, словесное выражение) в каком-либо столбце Вам не подходит, то выберите вариацию: «Ни одно из определений не подходит». В каждой таблице стимульного материала, в конце каждого столбца, в самой нижней ячейке, укажите цифрой количество выбранных Вами в конкретном столбце определений, — например, «1», «2» или «9», «10». Если Вы выбрали «Ни одно из определений не подходит», то укажите «0». Итак, Ваша задача — пройти данную методику 3 раза, исходя из следующих позиций. Во-первых, согласно Вашему отношению к самому себе (экземпляр 1). Во-вторых, согласно Вашему отношению к значимым для Вас людям (экземпляр 2). В-третьих, согласно отношению к Вам людей, значимых для Вас (экземпляр 3).