ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Рассматривается влияние идей и самой личности П.А. Кропоткина на оформление ряда образовательных проектов начала XX века, нацеленных на развитие антидогматического обучения и антиавторитарных образовательных отношений, участники которых привержены идеям солидарности и взаимопомощи. Анализируется роль П.А. Кропоткина как выдающегося учёного и лидера анархизма, взаимодействие с которым (опосредованно через знакомство с учением и непосредственно при встречах) определяло, во многом, и теоретическое содержание, и практику либертарианского образования в проектах Ф.Феррера, Э.Реклю, У.Дюранта, Э.Гольдман, Ли Шицзэна. Показывается, что для формирования эмансипаторных проектов большое значение имели как гуманистический пафос учения П.А. Кропоткина в целом, так и отдельные идеи философа по вопросам образования: критика общественного формального образования, идея «интегрального образования», акцентирование роли научного миропонимания в формировании интеллектуальной независимости человека, проблема автономии субъектов образования.