ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Актуальность данного доклада обусловлена тем, что Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Иран де-факто являются участниками гражданской войны в Йемене прямо, через контроль территорий или же опосредовано, через поставку вооружений. Гражданская война в Йемене, которая изначально представляла из себя внутренний конфликт между племенами, а также конфликт между либеральной оппозицией, финансируемой отчасти из Саудовской Аравии, и правящими шейхами племён, перетекла в серьёзный региональный конфликт с различными акторами. Основными такими игроками являются как другие государства, перечисленные выше, так и международные организации, например Организация Объединённых наций, в которой с 2011 г. существует должность специального посланника по Йемену, или же Международный Комитет Красного Креста, который занимается доставкой гуманитарных грузов для мирного населения Йемена. Но главными акторами в регионе остаются Королевство Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, а также Иран. Научная новизна доклада заключается в ракурсе исследования ролей Королевства Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана в гражданской войне в Йемене. Прежде всего это касается комплексного рассмотрения мотивов участия каждого из государств, их деятельности и геополитических интересов с начала вооруженного конфликта в Йемене в 2011 г. и по настоящее время с учётом нынешней динамики геополитических событий в мире, а также текущих интересов вышеупомянутых государств. В качестве теоретико-методологической базы в исследовании используются отчеты различных международных организаций, НКО, а также официальные заявления различных лиц по кругу вопросов, связанных с заявленной темой. В качестве исторического базиса объяснения действий вышеуказанных государств использованы британские архивные документы, свидетельства очевидцев, а также научные работы ученых-востоковедов, политологов и конфликтологов из России, США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и арабских стран. Изначально конфликт в Йемене широко представлен как противостояние двух отдельных блоков. С одной стороны был альянс хуситов и Али Абдаллы Салеха, с другой – силы, лояльные к Абд Раббо Мансуру аль-Хади, который был признаным со стороны международного сообществе Йеменской Арабской Республики, и эти силы поддерживала коалиция, возглавляемой Саудовской Аравией. В апреле 2022 г. Хади покинул свой пост, его обязанности перешли президентскому совету. Ни один лагерь не является сплоченным, поскольку каждая сторона конфликта имеет расходящиеся идеологии и политические цели: от сепаратистов на юге (как например, Хирак аль-Джануб, выступающие за возвращение Южного Йемена в прежних границах) до салафитов в Таизе и Адене и племенных лидеров на севере. Также в Йемене есть небольшие группы, неподконтрольные ни поддерживаемому Саудовской Аравией президентскому совету, ни хуситам. Даже государства, участвующие на стороне коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, преследуют разные цели в Йемене, о чем свидетельствовал рост напряженности между Хади и Объединенными Арабскими Эмираты (ОАЭ) при поддержке сепаратистских групп в Южном Йемене, которые действуют совершенно независимо от Хади в 2014 – 2016 гг. Кроме того, присутствие "Аль-Каиды на Аравийском полуострове" и "Исламского Государства" в Йемене делает мозаику конфликта в Йемене еще более сложной, тем самым делая их ещё одними акторами, хоть и незначительными, так как они не выдвигают никаких политических требований и «проявляют» себя террористическими актами. Саудовская Аравия является постоянным «спутником» Йемена, когда дело касается вторжения в его внутренние дела. Такое вмешательство исторически было обусловлено важностью сохранения спокойствия в самом Королевстве, потому что любая нестабильность в Йемене грозила перерасти, во-первых, в агрессию против Саудовской Аравии, что мы могли наблюдать в январе – феврале 2022 г., когда хуситы обстреливании инфраструктурные объекты Саудовской Аравии, включая нефтеперерабатывающие заводы. Некоторые ракеты, выпущенные с территории подконтрольным хуситам, по некоторым сведениям, долетели до Эр-Рияда. Также среди мотивов Королевства можно отметить желание присоединить и контролировать территорию Хадрамаута, богатую нефтью, тем самым обеспечить себе большую финансовую и энергетическую стабильность и независимость. В свете текущих геополитических событий Йемен стал для Саудовской Аравией неким козырем в диалоге с Соединенными Штатами Америки, так как нынешний президент Джо Байден не поддержал позицию Мухаммада Бин Сальмана касательно поставок оружия для борьбы с хуситами. Также со стороны Эр-Рияда звучат обвинения в фактическим обстреле их территории оружием США, которое поставляется на Украину. С Украины это оружие попадает в Йемен как контрабанда, которую прячут в мешках с зерном. Цели Объединенных Арабских Эмиратов несколько схожи с целями Королевства. Во-первых, возможность контроля прибрежной части Йемена, а именно Адена и побережья. Это возможности для торговли, а также создания подконтрольного перевалочного пункта для кораблей, следующих через Суэцкий канал в Индийский океан или Персидский Залив. Во-вторых, создание своей базы на острове Сокотра, располагающемся на границе Аденского залива и Аравийского моря. Таким образом контроль за всеми кораблями, проходящими в и из Суэцкого канала, находится у Эмиратов. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что недавно Турция начала проявлять активность в вопросе создания своих баз, в том числе военно-морских, в Джибути и Эритрее, то есть на самом выходе из Суэцкого канала. Что же касается Ирана, то его главной целью является подрыв стабильности Саудовской Аравии путем поставок оружия хуситам. При этом надо отметить, что речь идёт не только об автоматах, а также о системах дальнего огня и ПВО. Также Ирану важно иметь союзника в Красном море, потому что это дает право на контроль и возможность прохождения своих судов в т.ч. военных по этому морскому пути, что является крайне нежелательным для Королевства Саудовская Аравия, а также Объединенных Арабских Эмиратов.