ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Предмет изучения географии религии, как его принято понимать — это диалектическая взаимосвязь религии и окружающей среды. Её можно увидеть своими глазами, оказавшись в любом населённом пункте, потому что человек, вольно или невольно, сакрализирует пространство вокруг себя: так возникают святые места и сакральные предметы (источники, камни, кельи), паломнические тропы, места отправления культа. Подход отечественных исследователей религии к географии религии как разделу религиоведения отличается от позиции зарубежных коллег во многих аспектах, например, в определении предмета изучения данной дисциплины или в методах исследования и терминологии. Из-за этого в русскоязычных исследованиях религии мало внимания уделяется пространственному повороту (spatial turn) — процессу в истории гуманитарных наук, произошедшему в XX веке. Особенность пространственного поворота, как и других культурологических поворотов, — это освоение междисциплинарных предметных областей, введение в исследование собственного инновационного словаря. Так, «если до пространственного поворота к темам изучения географии религии традиционно относили религиозную демографию и паломничества, то после него появились новые темы, связанные с диаспорами, городскими (и не только) пространствами, человеческими телами как носителями религиозного и смертью (размеры кладбищ и практики погребения в конкретном регионе, география верований и практик, связанных с контактами с предками и другими умершими людьми)» (Knott, 2010, p. 31). Новые темы требуют новой методологии, которую предложила британский религиовед Ким Нотт — local studies of religion (локальные изучения религии). Она подразумевает изучение религии внутри места проживания человека, её пересечение с местными условиями среды (в самом широком смысле) и то, как религия меняется под социальными, экономическими и политическими факторами: образованием, преступностью, здравоохранением, социальным обеспечением и др. Данный методологический подход позволяет поднимать вопросы об определении деятельного поля религии на местном, а не глобальном уровне, и видеть, что нет мест, в которых религия в том или ином смысле не может быть найдена. С использованием методологической базы “local studies of religion” открываются возможности изучать какие религиозные и этно-конфессиональные традиции в представлены в городе, а также прослеживать в исторической перспективе их влияние на городскую среду и взаимное влияние городской среды на них. В данном докладе рассматривается местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранский приход Святой Анны (Анненкирхе) в Санкт-Петербурге», которая входит в состав Централизованной религиозной организации «Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России»: религиозные и светские пространства, которые она занимает в городе, и её деятельность в Интернет-пространстве.