![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Система образования в нашей стране экстренно перестраивается, причем перестройка эта идёт настолько неравномерно, что иногда дело доходит фактически до возвратного движения – и не в каких-то локальных проявлениях, а в масштабе трансформации системы образования в целом. Суммируя различные аспекты проявлений изменения общественного мнения по отношению к системе высшего образования, стратегические документы ведущих вузов и практические результаты, отраженные в статистических исследованиях изменения качества образования и соответствующих аналитических исследованиях, можно сделать вывод, что основными точками бифуркации как для первой, так и для второй волны преобразований выступают три тренда: доступность образования, прагматизация знания и индивидуализация образовательного вектора с приматом «мягких навыков» над специальными компетенциями. Похожие тренды наблюдались в отечественной системе образования чуть менее века назад – и тогда эксперимент окончился крайне неудачно и был фактически отменен в кратчайшие сроки. Практические результаты (существенное падение ценности высшего образования, рост популярности специального образования (СПТУ, ПТУ, колледжи и пр.), получение знания с помощью системы экстерната и увеличение доверия к самообразованию (в том числе в значительной мере с использованием удаленного доступа к самым разным источникам), падение среднего уровня учебных работ и общей мотивированности обучающихся и пр.), а также ответная реакция государственных структур (в частности, в 1931 - постановления ЦК ВКПб и Совнаркома РСФСР, возвращающие университетам роль «вуза для вузов», в 2022 – решения Президента РФ и Минобрнауки об отказе от Болонской системы) также дают возможность провести явные параллели, сводящиеся, в самом общем виде, к постепенному сворачиванию инициатив в развитии указанных трендов на поддержание доступности, прагматизации и индивидуализации в сфере образования. Дважды (при первоначальном введении реформ и при их отмене) меняется сама философия образования. Однако, какова будет роль философского образования в новой модели? Станет ли оно избыточным, как опасались многие теоретики ещё несколько лет назад, в разгар первой волны трансформации? Или же, напротив, для успешной реализации новой образовательной модели философия должна стать обязательной составляющей на этапе высшего образования и даже, возможно, на этапе старшего школьного образования? Как эти изменения должны повлиять на самопредставление философии в образовательном пространстве? И должно ли измениться преподавание философии для того, чтобы из «бесполезной науки» она, не становясь «прагматическим знанием» (каковым она вряд ли может и должна стать в принципе), превратилась в основание новой системы образования, в тот главный «мягкий навык», который будет востребован не только профильными факультетами, но и любыми непрофильными институтами? Концепции образования В.Розанова, В.Миронова, В.Розина, В.Маркова, Т.Вагнера, Э.Дельбанко показывают возможность и необходимость такой трансформации – и одновременно удивительно совпадают с запросами современного рынка труда, позволяя надеяться, что «бесполезность» философии и определённый консерватизм образования, предполагающий недогматическую академичность её преподавания, может вывести нас из сложившегося тупика.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | программа конференции | Programma_Mezhdunarodnoj_nauchnoj_konferentsii_II_Mironovsk… | 887,8 КБ | 6 апреля 2023 [Kozolupenko] |