ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Одним из перспективных исследований в платоноведении является проблема компаративистского анализа учений Платона и значимых философских систем Древнего Востока. В свое время выдающийся исследователь упанишад Пауль Дойссен предпринял подобную работу и рассмотрел системы Платона и Веданты, основываясь на идее априоризма И. Канта в трактовке А. Шопенгауэра. Результатом стали две публикации философа по-немецки: “Vedânta und Platonismus im Lichte der Kantischen Philosophie” (1904) и “Vedânta, Platon und Kant” (1917), первая из указанных работ была переведена на русский язык Михаилом Сизовым в 1911г. под близким к оригиналу названием «Веданта и Платон в свете Кантовой [читай: Кантовской] философии». В 1978 г. в СССР вышла книга С.Я. Шейнман-Топштейн «Платон и ведийская философия», где указанные философские учения сопоставлялись на основе общих социально-экономических процессов в древних обществах Греции и Индии – разложение родового строя и формирование государства. С учетом наших исследований мы можем констатировать некоторую типологическую общность ряда концепций и понятий Платона и упанишад, что намечает дальнейшую стратегию сравнительного анализа двух великих систем древности, поскольку совпадение обнаруживается в краеугольных частях обеих систем – структурно-функциональных элементах, определяющих каркас западной и восточной философии. В форме таблицы они могут быть представлено следующим образом: Концепции Учение Платона Учение упанишад Первичная реальность Единое, Благо Брахман-Атман Перерождение Метемпсихоз (круг перерождений) Сансара (круг бытия) Этика Нравственное воздаяние за Карма-дхарма совершение не-благих-благих деяний Сотериологические идеи Уход в «род богов» для философов Мокша (освобождение) достигших духовной реализации Этический идеал Философ Ученый брахман Работа с сознанием Диалектические метод Йога Созерцание Созерцание Цель человека Слияние с божественным Слияние Атманом-Брахманом Цель учений Подготовка к смерти Подготовка к смерти Фактически до середины XIX в. учение Платона относили к «догматической философии», в данном случае мы используем этот термин нейтрально как философию, противоположную скептицизму. Поэтому указанное типологическое родство систем Платона и упанишад целесообразно рассматривать как две историко-культурные традиции философского догматизма, сложившиеся в различных регионах Древнего мира.