![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Для эффективного функционирования бюджетной системы с точки зрения выполнения функций - сглаживания экономического цикла [Taylor, 2000] и обеспечения финансирования для государственных расходов [Ramey, 2019] - необходимо учитывать характер и степень процикличности поступлений в бюджетную систему. В связи с этим, выделяют конъюнктурную и структурную части налоговых поступлений. Конъюнктурная часть является проциклической (растет в периоды бума и сокращается в периоды спада) и автоматически регулирует налоговое бремя для экономики. Структурная часть не зависит от циклических колебаний и уменьшает чувствительность бюджетных доходов к экономическим спадам. Цель данного исследования – оценить степень процикличности бюджетных поступлений в России с точки зрения основных типов налогов и уровней бюджета. Для проведения расчетов были собраны данные по ВВП и налоговым поступлениям по налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам, НДС, отдельно на товары, реализуемые на территории Российской Федерации (НДС внутренний) и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (НДС внешний), акцизам, НДПИ и таможенным пошлинам и сборам за период с 2003 г. по 2021 г. Собранные показатели взяты в реальном выражении в ценах 2016 года. Дополнительно рассматривались данные по курсу рубля и цене нефти Urals. Один из основных подходов для оценки цикличности макроэкономических показателей заключается в выделении циклической компоненты временных рядов соответствующих показателей в реальном выражении и вычисление их корреляции с циклической компонентой реального ВВП [Vegh, Vuletin, 2015]. Для выделения циклической компоненты в исследовании используется подход, основанный на статистическом фильтре Ходрика-Прескотта [Hodrick, Prescott, 1997]. В исследовании использовались как годовые данные, так и данные в месячные частоты. Для месячных данных с целью выделения циклической компоненты также использовалось сезонное сглаживание. По результатам расчетов, к конъюнктурной части налоговых поступлений можно отнести поступления по налогу на прибыль, по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, по НДПИ и по таможенным пошлинам и сборам. К структурной - поступления по НДФЛ, по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, по акцизам и по страховым взносам. Результаты соответствуют оценкам по другим странам. Кроме того, оценки показали, что наиболее чувствительны к экономическому циклу поступления в федеральный бюджет (за счёт выраженного процикличного характера НДПИ, таможенных пошлин и ввозного НДС). Доходы же консолидированных бюджетов российских регионов также процикличны, пусть и в меньшей степени, потому что ацикличный характер поступлений по НДФЛ сглаживает процикличность поступлений по налогу на прибыль. Также можно отметить, что поступления налога на прибыль в федеральный бюджет имеют более выраженную процикличность, чем региональные поступления. Также результаты оказываются устойчивы, если рассматривать эффект цикла на налоговые поступления с лагом. Наибольшая чувствительность наблюдается без лага и с лагом в 1 квартал, далее эффект цикла затухает со временм. Наличие такого характера цикличности налоговых поступлений в России говорит о том, что для сглаживания колебаний доходной базы бюджетной системы в России имеет смысл перенести налоговую нагрузку с налога на прибыль на НДС