ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Разрастание функций государства, обусловленное усложнением системы общественных отношений и возникновением необходимости государственного участия в них, приводит к увеличению числа полномочий органов публичной власти, эффективность реализации которых снижается. Одним из способов оптимизации деятельности органов публичной власти выступает конституционно-правовое делегирование, инновационной формой которого признается «киберделегирование», или передача прав и обязанностей органов публичной власти информационным системам, функционирующим на основе искусственного интеллекта. Использование «киберделегирования» органами публичной власти распространено в ряде стран и порождает дискуссии о допустимости и конституционных пределах «участия» искусственного интеллекта в реализации функций государства. При этом, правовое регулирование «киберделегирования» часто ограничивается лишь указанием на возможность передачи публичных полномочий функционирующим на основе искусственного интеллекта информационным системам и определением векторов развития «киберделегирования». Отсутствие в доктрине концепций, направленных на осмысление «киберделегирования» и определение его места в системе конституционного права, а также неопределенность в вопросе конституционных основ его использования являет собой вызов для науки конституционного права и предопределяет актуальность данного направления конституционно-правовых исследований, а обусловленные этим риски признания «киберделегирования» противоречащим Конституции и нарушения в результате использования рассматриваемого института без ограничений прав и свобод граждан требуют проработки злободневной проблемы правового регулирования «киберделегирования» на законодательном уровне. Исследование «киберделегирования» сквозь призму конституционного права позволяет сформулировать процедурные правила «киберделегирования», обеспечивающие легитимность его использования, снижающие риск нарушения конституционного баланса функционирования государственного механизма, а также направленные на создание гарантий уязвимых перед технологиями искусственного интеллекта прав и свобод граждан, но в то же время с позиции строгого доктринального осмысления подвергает сомнению корректность использования конституционно-правовой категории делегирования применительно к передаче публичных полномочий функционирующим на основе искусственного интеллекта информационным системам, предлагая «киберделегированию» занять иное место в системе конституционно-правовых отношений.