ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Формирование картины мира и мифопоэтического сознания в Древней Ирландии может быть обусловлено в том числе и ее географическими границами. В раннеирландской литературе «Ирландия воспринималась как самодостаточный космос», который противостоит далекому и опасному «Иному миру». Это противопоставление позволяет условно провести границу между «зримым» миром (местным, островным) и «незримым» миром (далеким миром за пределами острова). Однако в литературной традиции Древней Ирландии реальный незримый мир не отделен от реального зримого мира непреодолимой чертой, эта граница постоянно нарушается. Например, в стихотворении Аморгена, которым он пытается успокоить бурю и через называние острова и объектов острова (незримых для него) пытается как будто присвоить их себе и сыновьям Миля: «Эрин я кличу зычно / зычное море тучно / тучны на взгорье травы / травы в дубравах сочны / сочна в озерах влага…» . Помимо реальных зримых границ в древнеирландской литературе также распространены сюжеты с пересечением мифологических границ острова, а именно встречи героев повествования (в основном королей) с представителями потустороннего мира (сида). Из этого можно сделать вывод, что границы зримого мира в Древней Ирландии могли существенно расширяться при определенных обстоятельствах (например, нахождение в определенном сакральном месте). Таким образом, границы зримого мира в древнеирландской литературе не имеют четкой фиксации и могут стираться в зависимости от определенных условий. Зримый и незримый миры находятся во взаимодействии как на географическом уровне (границы зримого островного и незримого внеостровного мира), так и на мифологическом уровне (границы зримого материального мира и незримого потустороннего мира).