![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Влияние когнитивных факторов (семантической категории, качества репрезентации искомого стимула и др.) на особенности зрительного поиска, как правило, изучается в экспериментальных парадигмах, не позволяющих осуществлять контроль переменных нижнего уровня – отдельных стимульных характеристик и их конфигураций. В данном исследовании были созданы идентичные по стимульным характеристикам и сходные по типу конфигурации (симметричные или несимметричные) стимулы, относящиеся к двум типам: хорошо вербализуемые (то есть осмысленные, легко и однозначно относимые к некоторой семантической категории) и плохо вербализуемые (то есть не ассоциирующиеся с какими-либо объектами). Полученные результаты в целом поддерживают гипотезу о влиянии факторов конфигурации и вербализуемости стимула на особенности зрительного поиска. Эффективность зрительного поиска была высокой для всех типов стимулов. При отсутствии целевого стимула в матрице решение быстрее принималось для симметричных вербализуемых целей, самым продолжительным был поиск стимулов невербализуемых и несимметричных. Как симметричность, так и вербализуемость оказывали влияние на особенности движений глаз. Поиск симметричных и легко категоризуемых стимулов характеризовался более короткими фиксациями и широкоамплитудными саккадами, чем поиск более «сложных» целей. Дисперсионный анализ показал, что между факторами вербализуемости и симметричности нет взаимодействия. Это может свидетельствовать о независимом влиянии процессов нижнего (сенсорного) и когнитивного (семантического) уровней на динамику поисковых движений глаз.