![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Модель «узел-место» предложил нидерландский урбанист Л. Бертолини для оценки потенциала развития городских территорий, прилегающих к железнодорожным станциям. В основе модели лежит концепция необходимости соблюдения баланса между функциональной насыщенностью территории («места») и её транспортной обеспеченностью («узлом») для устойчивости развития. Выявление соответствия происходит путём вычисления индексов узла и места, объединяющих различные эмпирические показатели. Значения индексов наносятся на двухосевой график, поделённый на пять зон. Отклонения от зоны баланса на графике указывают на одну из четырёх «идеально-типичных» ситуаций (несбалансированное место, несбалансированный узел, зависимость или напряжение). В основном модель применялась исследователями для оценки потенциала развития территорий вокруг узлов рельсового транспорта, однако есть случаи использования и в отношении иных видов (водный, воздушный и др.). Проверка модели на районах некоторых станций Московского метрополитена показала возможность её использования в российских условиях, хотя для этого имеются и определённые затруднения, главным образом, связанные с недоступностью данных. В настоящем случае модель адаптирована для городского общественного транспорта Владивостока. Узлы рассматриваются как реальные или потенциальные центры городских узловых районов разных иерархических уровней. Баланс между положением узла в транспортной сети и функциональным разнообразием прилегающей к узлу территории расценивается как соответствие локальному территориальному оптимуму центра узлового района (размещение транспортных узлов в функциональных ядрах городской структуры). Отклонения в ту или иную сторону указывают на несоответствие узла или «места» своему положению в пространственной структуре города, на их подчинённую или гипертрофированную роль. Выделены основные типы узлов по их взаимодействию с городской территорией.