ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В 1990-е гг. благодаря либеральному закону о Свободе вероисповеданий Россия стала полем миссионерской деятельности множества религиозных организаций, среди которых РКЦ. Это неизбежно привело к обострению православно-католических отношений, т.к. католики не признавали принципа канонической территории, к которому апеллировала РПЦ. По мнению Московского патриархата, под прикрытием политики «экуменизма» РКЦ занималась прозелитизмом. В своей статье «Миссионерство и прозелитизм как категории религиозного дискурса и академического анализа», опубликованной в Вестнике Антропологии за 2015 г. (№2). О.Е.Казьмина, убедительно показала прямую связь динамики данного дискурса с вопросами идентичности этнической, гражданской и религиозной. Тезис о многогранности проблем прозелитизма и миссионерства, их связи с вопросом идентичности представляется особенно важным в свете того, что даже в непростых условиях обострения межцерковных отношений рубежа XX-XXI вв. находились католики, которые подчеркивали важность ведения равноправного межконфессионального диалога, не боясь идти против течения. Среди них – веронская «Группа за плюрализм и диалог» во главе с доном Луиджи Адами, которая установила дружеские отношения с Московским Патриархатом, православным клиром и мирянами, дав начало плодотворному обмену визитами и инициативами культурно-религиозного плана между Москвой и Вероной. Эти инициативы подверглись беспощадной критике как со стороны католического клира, действующего в РФ, так и представителей итальянской общественности, враждебно настроенных по отношению к России и православию. Каковы причины столь неординарного выбора итальянских католиков? Можно ли говорить о плюрализме мнений в межконфессиональных отношениях? С нашей точки зрения ответ кроется в тех глубоких изменениях, которые принес с собой Второй Ватиканский собор (1962-1965), вызвавший становление новых культурных моделей в католическом итальянском обществе второй половины XX в., среди которых плюрализм мнений и диалог с «другим». Данные вопросы еще недостаточно изучены российскими ученых. Межцерковный диалог как объект антропологического исследования – это сложнейшая комплексная проблема, которая требует междисциплинарных подходов на стыке культурной антропологии, этнологии, религиоведения, богословия, социологии, канонического права и др.