ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Как правило, в литературе по Симеону, которая до сих пор не может выйти из стадии пересказа творений, обобщения и описания богословской системы преподобного, не встречается вдумчивый разбор отдельных произведений св. Симеона. На примере Третьего Нравственного слова, которое посвящено экзегезе 2 Кор. 2:3-4, а конкретно пониманию того, что представляют собой ἄῤῥητα ῥήματα, которые слышал ап. Павел, мы анализируем толкование прп. Симеона и выявляем место, которое занимает концепт неизреченных глаголов в учении преподобного. В результате анализа мы пришли к следующим положениям: во введении прп. Симеон обсуждает мотивы, по которым Господь говорил притчами. Неоднородность текста Священного писания ставит перед Симеоном задачу исследовать, что сказано прямо, а что в притчах; в качестве правильного Симеон приводит уникальное в святоотеческом наследии толкование притчи о горчичном зерне, которое он связывает с духовной жизнью человека (зерно как Святой Дух, сад как сердце каждого). В основной части Слова Симеон переходит к разбору релевантного места и решает проблему того, как ап. Павел мог видеть неизреченные глаголы. Для этого он доказывает наличие в душе единого чувства, которое лишь применительно к земным вещам расслаивается на слух. зрение, вкус, обоняние и осязание. Этому учению мы приводим буквальные параллели у Диадоха Фотикийского, цитирование которого Симеоном до последнего момента исследователями отрицалось. На основании этого Симеон приводит первое толкование: неизреченные глаголы есть незримые видения непознаваемой славы и божества Сына Божия, подаваемые в просвещении Святым Духом. Второе толкование отсылает к 1 Тим. 4:8: это блага, которые верные получат по Втором Пришествии. Симеон выдвигает второе ключевое утверждение: знание о Боге есть не только созерцание Бога, но подобие Ему. Весь рай для праведника заключается во Христе, Который и есть уготованные верным блага. В третьем толковании Симеон отождествляет блага со Святыми Дарами, которые и соединяют человека со Христом. Это позволяет Симеону подвигнуть слушателей искать Царства Божия не как некоего места, но как состояния царства Божия: царствования Бога внутри нас. Только ощущение в этой жизни действия Бога в душе будет залогом вечной жизни и пребывания с Ним. На основании полученных данных мы выделяем отличительные черты толковательного метода Симеона, которые позволяют говорить о прп. Симеоне не только как о мистике, но и как об оригинальном экзегете Священного Писания.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | 1548349618.SolovievRS.docx | 49,8 КБ | 4 октября 2023 [solorom] |