ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе «Философская конкуренция в поздней античности: авторитет учителя в Vita Plotini Порфирия и Vita Origenis Евсевия (HE VI)» раскрываются основные признаки лидерства руководителя философской школы поздней античности и выдвигается гипотеза, что создаваемые в конкурирующих школах образы учителя могли служить не только полемике, но и утверждению притязаний на идентичность и обладание истинной философией. Исходя из представления об общем интеллектуальном поле, на котором конкурировали сторонники традиционной партии и homines novi, христиане, автор выделяет характерные черты институционализации неоплатонической школы: представление о линии «священного преемства», подкрепляемого убеждением в личной святости руководителя школы. На основе анализа биографий Пифагора, Плотина, Прокла, Ямвлиха выделены основные черты, которыми обладал лидер, ведущий учеников, — закрытую со времен Ямвлиха школу, — ко спасению. Во времена Ямвлиха наблюдается сдвиг в восприятии лидера: от многознающего интеллектуала к духовному наставнику. Трансформация образа связывается с распространением неопифагорейства, сильно повлиявшего на неоплатонизм и внесшего в школьный уклад акцент на мистику и практику теургии. В конце III — начале IV в. варианты школьной программы у платоников (проект Порфирия, Ямвлиха) выстраиваются как экзегеза авторитетных текстов, схожих со священными текстами христиан, которые поколением ранее уже широко толковались Оригеном Александрийским. Одним из учеников Оригена был Порфирий, который в оппозицию к философским притязаниям христиан создает педагогический проект истинной философии, очищенной от заблуждений прошлого (скептики, эпикурейцы) и нового (христиане). В свою очередь Евсевий Кесарийский в VI книге «Церковной истории» дает ответ на критику Оригена в трактате Порфирия «Против христиан», изображая Оригена учителем, предлагавшим проект обновления истинной философии, очищенной от заблуждений политеизма.