![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Доклад посвящен определению соотношения понятий сюжет и фабула на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В отечественной традиции, восходящей к В.Б. Шкловскому, фабула понимается как хронологическая последовательность событий, а сюжет — как их композиционная реализация. Рассматривается возможность различения сюжета и фабулы также на уровне интерпретации: фабульными в этом случае будут элементы, ложно интерпретируемые нарратором, исходящим из ожиданий, оказывающихся нарушенными (ложный счастливый финал в «Бэле»). Кроме того, различие сюжета и фабулы можно провести по принципу изменения/не-изменения статуса персонажа. Так, хотя большинство повестей «Героя нашего времени» остросюжетны, перипетии ничего не меняют в положении главного героя (в отличие от современных Лермонтову романтических повестей, которые он, по выражению В.Э. Вацуро, подверг ревизии. Ср. с повестями А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского, Н.Ф. Павлова, Е.П. Ростопчиной. В этом смысле повести — главы «Героя нашего времени» «острофабульны», но не сюжетны, так как установка в романе — не событийная, а психологическая. «Герой нашего времени» в этом отношении, по-видимому, ближе к романтическим поэмам, а не к повестям. Психологический роман Лермонтова «прорастает» через фабулы повестей и как бы отменяет, преодолевает их. Подлинным «сюжетом» оказывается бессобытийность и невозможность перемен.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|