ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Одна из актуальных проблем психодиагностики саморегуляции состоит в выявлении конструктивных адаптационных возможностей профессионалов к напряженным условиям труда; особенно важна оценка соответствия актуализируемых индивидуальных средств преодоления стресса жестко заданным организационным требованиям. Такие требования специфичны для организаций сферы услуг, где от сотрудников требуется обязательное вежливое обращение с клиентами. Очевидно, что если ситуация профессионального общения потенциально содержит возможность конфликтного взаимодействия, то заданные рамки корректного поведения накладывают ограничения на выбор средств саморегуляции текущего функционального состояния: агрессивные модели копинг-поведения организационно пресекаются. Цель исследования – выявление содержательных характеристик системы психологических средств саморегуляции, ориентированных на преодоление профессионального стресса в условиях инновационных перестроек. Исследование выполнено на контингенте сотрудников одной из межрайонных налоговых инспекций, функционирующей в небольшом по числу жителей городе России. В исследовании приняло участие большинство сотрудников: общее число участников исследований – 38 человека в возрасте от 22 до 56 лет, стаж работы в налоговой службе - от 1 года до 17 лет. По результатам анализа собранных в исследовании фактов можно сделать следующие выводы: (1) основные способы и приемы саморегуляции ФС «на рабочем месте» связаны с задействованием позитивных социальных контактов и использованием традиционных микроперерывов в трудовом процессе; (2) эти способы позволяют поддерживать приемлемый уровень работоспособности в нормальных условиях деятельности, но их применение недостаточно для эффективной саморегуляции в напряженных рабочих ситуациях, характерных для периодов внедрения инновационных перестроек; (3) в спонтанно сложившейся системе саморегуляции обследованных доминируют значимые связи ряда организационных и профессиональных стресс-факторов с асоциальными моделями антистрессовой адаптации, что отражает дисбаланс в структуре индивидуально сформированных копинг-стратегий и, вероятно, свидетельствует о возможных сбоях в работе механизмов стресс-резистентности. Полученные результаты еще раз подтвердили целесообразность организации мероприятий по психологической поддержке персонала, включающих тренинговые программы повышения стресс-резистентности. Эффективность данных программ доказана, они рекомендованы к внедрению [Леонова, Кузнецова, 2007].