![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В настоящее время многие цифровые рынки можно считать многосторонними. Теоретические модели и эмпирические данные свидетельствуют о том, что они со временем имеют тенденцию становиться монополизированными. Обычно на таких рынках большая часть транзакций совершается через доминирующие платформы, которые обладают значительной рыночной властью, однако ее источники не полностью изучены в современной научной литературе. Необходимость дополнительного регулирования цифровых платформ активно обсуждается антимонопольными органами во всем мире. Цель данного исследования — выявить потенциальные источники рыночной власти цифровых платформ и предоставить рекомендации регулирующим органам. Исследование можно разделить на две основные части. В первой части фокус сосредоточен на теоретическом анализе цифровых многосторонних рынков в контексте антимонопольного законодательства. На основе обзора литературы определяются потенциальные источники рыночной власти цифровых платформ. Помимо сетевых эффектов, лояльности к бренду, увеличения отдачи от масштаба и инвестиций, которые широко освещены в научной литературе, утверждается, что большие данные и эксклюзивные контракты потенциально могут рассматриваться как дополнительные источники рыночной власти цифровых платформ. Наши гипотезы заключаются в том, что использование больших данных цифровыми платформами и эксклюзивные контракты могут служить дополнительными барьерами для входа. Во второй части проводится эмпирический анализ для подтверждения предложенных гипотез. В случае с большими данными рассматриваются существующие антимонопольные разбирательства и потенциальное использование больших данных в бизнес-процессах. В случае эксклюзивных контрактов разработана эконометрическая модель, которая оценивает влияние доли эксклюзивных контрактов на долю рынка цифровой платформы. Результаты показывают, что как большие данные, так и эксклюзивные контракты могут рассматриваться как барьеры для входа, создаваемые цифровыми платформами, и как таковые могут рассматриваться как источники их рыночной власти. Большие данные не всегда следует считать общественным благом, поскольку некоторые их виды (например, исторические данные) следует рассматривать как клубные блага. Этот результат важен в контексте антимонопольного законодательства, поскольку меняет потенциальные подходы к регулированию их использования. Недавно введенных правил использования больших данных цифровыми платформами недостаточно, чтобы ограничить негативное влияние на конкуренцию. Обнаружена положительная связь между долей рынка цифровой платформы и долей эксклюзивных контрактов, но она характеризуется убывающей отдачей от масштаба. Эксклюзивные контракты требуют дополнительных инвестиций со стороны цифровых платформ, которые и без того весьма ограничены для новых платформ.