ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Уважаемые коллеги, добрый день! Большое спасибо за предоставленную возможность выступить на открытии II Международного научного форума, посвящённого памяти профессора Сергея Петровича Баранова «Гносеологические основы образования». Форум в своей работе объединяет большое число участников из великого множества городов, населенных пунктов нашей страны, неравнодушных к проблемам развития познавательных способностей учащихся – это школьные работники, учителя, педагоги системы дополнительного образования. Вверенные мне научно-педагогические журналы «Педагогические технологии», «Образовательные технологии», «Журнал педагогических исследований», являются информационными партнерами Форума, организованного Липецким государственным педагогическим университетом имени Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В них постоянно публикуются материалы, посвященные изучению данной проблемы. Это говорит о неизменной актуальности затрагиваемых сегодня вопросов, убедительно показывает, что проблема развития учебных действий учащихся, направленных на решение познавательных задач эффективно решается в условиях как начального школьного, так и дополнительного образования, в условиях, когда педагог в своей работе становится наставником детям, приобщает их к ценностям познания науки и культуры. И теоретической базой такого личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся является научная школа к.пед.н., профессора Сергея Петровича Баранова, в рамках которой были разработаны гносеологические основы обучения детей в начальной школе; с позиции системного подхода раскрывается чувственный познавательный опыт ребенка. Научно-педагогические идеи Сергея Петровича Баранова во многом послужили основой для разработки современных подходов к реализации теории познания в процессе начального образования. И конечно, его идеи базируются на глубоком осмыслении философской базы гносеологии. Как известно, многие педагогические, дидактические труды советского периода были построены на методологии теории отражения: «От живого созерцания к абстрактному мышлению…». И сразу себя останавливаю, т.к. младшему школьнику абстрактное мышление, согласно данным возрастной психологии, доступно лишь ограниченно. В основном он руководствуется в своих познавательных действиях конкретным мышлением. Абстрактное мышление активно начинает развиваться лишь в подростковом возрасте. Следовательно, возникает противоречие, из которого следует, что теория отражения не в полной мере может объяснить познавательные процессы младшего школьника. Снять это противоречие помогает теория познания А.Эйнштейна. В письме своему товарищу по философскому кружку «Академия Олимпия» Морису Соловину, которое было опубликовано в 4-х томном собрании научных трудов Эйнштейна, он дополнил теорию отражения построением модельной гипотезы, позволяющей получить три группы логических следствий из нее: Первые - связанны с группой известных фактов, и не противоречат известному представлению об этих фактах (здесь реализуется описательная функция науки); 2-е следствия связаны с группой фактов, требующих объяснения и объясняющих их в рамках предложенной модели (реализуется объяснительная функция науки); и 3 группа следствий указывает на область научного поиска, где можно открыть новые, пока еще неизвестные науке факты (т.е. осуществить научное прогнозирование). На идее формирования модельных представлений были разработаны известные дидактические теории Иасаака Яковлевича Лернера, Михаила Николаевича Скаткина, теория проблемного обучения Мирзы Исмаиловича Махмутова, задачный подход в развитии модельных представлений в процессе творческого решения познавательных проблем Василия Григорьевича Разумовского, концепция организации и развития проектной деятельности младших школьников Елены Николаевны Землянской. Также идея моделирования как инструмента формирования субъективно нового знания у младших школьников легла в основу работ Сергея Петровича Баранова. Данные подходы в настоящее время активно используются в организации учебной исследовательской деятельности детей, способствуют развитию у младших школьников навыков конструирования. К сожалению, краткий формат доклада не позволяет раскрыть всё многообразие современных подходов к реализации теории познания в процессе начального образования. Более подробно они изложены в статье в «Журнале философских исследований», опубликованной в 2018 году: «Реализация принципов научного познания в разработке теории воспитания». Педагогическое наследие Сергея Петровича Баранова исследуют и развивают наши коллеги: к.п.н., доцент, декан факультета начального образования МПГУ Марина Анатольевна Олейникова, к.п.н., заведующая кафедрой педагогики начального обучения Елецкого государственного университета им. Бунина Ирина Геннадьевна Алмазова, д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета им. Семенова-Тян-Шанского Александра Жоресовна Овчинникова, профессор кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета Марина Ярополковна Ситниченко и многие представители его научной школы. На нашем Форуме мы услышим доклады как представителей академических кругов, преподавателей вузов, а также учителей, педагогов дополнительного образования. Нет сомнения, что в таком многоаспектном обсуждении поставленной проблемы появятся новые плодотворные идеи, нацеленные на то, чтобы помочь современному учителю в совершенствовании его педагогического мастерства, возведения этого мастерства до уровня педагогического искусства, по словам Константина Дмитриевича Ушинского. В таком тесном творческом сотрудничестве ученых педагогов и практических работников образования рождаются и утверждают себя новые эффективные методики воспитания и образования личности. И результаты этой работы мы с радостью размещаем на страницах наших журналов. Искренне желаю Всем участникам Форума хороших докладов, интересного обсуждения вопросов приложения гносеологических концепций к практике обучения в начальной школе. Также публикация этих вопросов осуществляется в наших журналах. Читайте наши журналы, ссылайтесь на наши журналы, публикуйтесь в наших журналах. Благодарю за внимание.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | PROGRAMMA__MNFK_2023.pdf | 691,4 КБ | 27 октября 2023 [Yakovlev_Sergey_V.] |