ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
«Животные» ароматы в парфюмерии, которые с XVIII столетия считались вульгарными, сегодня переживают ренессанс — почему? Отталкиваясь от этого узкого сюжета, можно выйти на глобальные темы: природа ольфакторной эстетики, изменение роли запаха и обоняния в культуре, подходы их изучению в гуманитарных исследованиях, связь обоняния с архаическим. Мы понимаем архаику, к исследованию различных аспектов которой обращался А. Ф. Еремеев, как мета-феномен сознания и чувственности, присущий первобытности и традиционным обществам, но также в виде элементов долго существовавший внутри западной культуры. Можно говорить о длительных переходных эпохах (соседство мифоса и логоса) и анклавах архаического, которые сохраняются до наших дней. Для архаической чувственности обоняние имеет принципиальное значение, однако в новоевропейской культуре оно было смещено на периферию. С помощью обычая и ритуалов традиционная культура восполняла потребность человека в чувственных переживаниях, в том числе, ольфакторных — практика, по большей части прерванная в модерне. Как следствие, сегодня говорят о тотальной дезодорации, одородефиците и ольфакторной выборочности в современной культуре. Мы намерены рассмотреть эти сюжеты, проследить судьбу ольфакторного переживания как феномена чувственности, подверженного историческим трансформациям, а также предложить ответ на вопрос о причинах возвращения «природных» нот в парфюмерию.