ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В эпоху турбулентности взаимодействие с зарубежной аудиторией становится особенно важным направлением внешнеполитической деятельности любого государства, перед которым стоят задачи разъяснения и доведения своей позиции до международного сообщества. В этом контексте возрастает значение форм и методов работы, выходящих за пределы классической дипломатии, которые в разных странах приобрели свои специфические названия. В США – это система публичной дипломатии концепция мягкой силы. В России – общественная дипломатия и гуманитарная политика. В других странах – это культурная дипломатия и международное сотрудничества и так далее. На самом деле под множественностью терминов скрывается одно и то же –влияние на зарубежные аудитории с целью обеспечения национальных интересов. Только механизмы этого влияния приобретают разные формы в зависимости от традиций коммуникации и ценностного подхода страны. Термин «публичная дипломатия» не является родным для внешнеполитического измерения гуманитарного пространства России. Он появился в российском пространстве и проник в российский общественно-политический дискурс в конце 90-х - 2000-е годы, когда началась активная коммуникация западных научных школ и российского экспертного сообщества. В нормативных внешнеполитических документах России отсутствует определение публичной дипломатии, единого определения не существует и в экспертно-научной среде; также отсутствует чёткое определение общественной дипломатии. Концептуальные внешнеполитические документы Российской Федерации 2000-х годов понимают публичную дипломатию как информационное направление работы, задача которого состоит в выстраивании международной коммуникации и продвижении объективного образа страны. В российском гуманитарном пространстве присутствует терминологическая путаница, на один термин public diplomacy приходится три русских термина: публичная дипломатия, общественная дипломатия, народная дипломатия (если существование таковой отдельно от общественной ещё признается). В России нет восприятия публичной дипломатии как системы институтов, органов и ведомств, вовлеченных в процесс сопровождения внешней политики. В противоположность системному американскому подходу к публичной дипломатии в России под публичной дипломатией понимают лишь отдельное направление работы, наряду с культурно-гуманитарным сотрудничеством, общественной дипломатией и т.д. В 2010-е годы под публичной дипломатией стало пониматься направление работы, ориентированное на молодых лидеров и другие целевые аудитории, но реализуемое не по линии государства, а по линии общественных организаций. С этой целью в России при участии МИД России было создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. В России неправительственные организации и другие общественные объединения предпочитают ориентироваться на советский опыт и занимаются в основном общественной дипломатией. Вместе с тем большинство проектов общественной и публичной дипломатии встроены в общую систему гуманитарной политики России, получают финансирование из тех же источников, служат общей цели реализации «мягкой силы» и ее главной задаче – созданию привлекательного образа страны и формированию позитивного окружения вокруг страны.