ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе уточняются важные биографические сведения о первом смоленском епископе Мануиле (1136 – не ранее 1168, до 1180). Биография владыки тесным образом переплетена с судьбой возглавляемой им кафедры. В деле образования новой кафедры всегда были задействованы две силы — княжеская и церковная власти. Новый епископ должен был заручиться поддержкой как князя, так и митрополита. Особого внимания заслуживает фигура первого смоленского епископа Мануила. В скудной на факты биографии владыки есть две интересные детали, которые обращают на себя внимание. Первая — известие Ипатьевской летописи: «в лето 6645 (1136) поставленъ бысть скопець Мануйло». В этой короткой фразе кроется большая «каноническая» проблема. Согласно 22 Апостольскому правилу и 1 правилу I Вселенского собора, оскопивший себя не может быть принят в клир. Однако 21 Апостольское правило допускает возможность поставления епископом оскопленного при условии, что это было с рождения или над ним кто-то учинил такое насилие. Вторая — возможное родство смоленского епископа и византийского поэта и писателя XII в., учителя Анны Комнины Феодора Продрома, которому Мануил мог приходиться дядей. По всей видимости, Мануил сделал неплохую карьеру в Византии, о чем косвенно может свидетельствовать упоминание о его «скопчестве». Это точно не было типичным для Руси, но, видимо, таланты Мануила в деле церковного пения, знание греческого языка вкупе с навыками владения византийскими политическими приемами перевесили его канонические препятствия для поставления. Что касается родства Мануила и Федора Продрома, то, во-первых, последний с гордостью упоминал о своем дяде, «проедре земли Русской». Во-вторых, можно предположить, что дядя и племянник состояли в переписке. По крайней мере, пассаж про схедографию, упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комниной и Послании Климента Смолятича, имеет сходные оценки. Сам принцип обучения греческому языку претерпевает изменения. Схожие идеи циркулировали как среди интеллектуалов Византии из окружения Федора Продрома, так и в Смоленской земле и на Руси в целом не в последнюю очередь благодаря Мануилу и его сторонникам. Таким образом, перед нами рельефнее предстает церковно-политическая борьба за образование новой епископии и противостояние смоленского архиерея с киевской митрополией в лице Климента Смолятича. Кроме того, приведенные факты косвенно свидетельствуют об уровне грамотности в Смоленской и интеллектуальных возможностях представителей ее элиты.