![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Работа посвящена исследованию взаимосвязи пространственных построений и символической сферы в русской ландшафтной живописи второй половины XVIII столетия. Образцовый вариант пейзажа и некоторые грани его архетипа можно выявить уже в программах Императорской Академии художеств. Показательно, что в них преобладают пасторально окрашенные сюжеты, предполагающие также и эдемическую тематику. В художественной практике наиболее ярко черты идеального ландшафта нашли отражение в итальянском пейзаже, в котором архитектоника построения пространства как фактор его театрализации в духе античного искусства сочетается с энциклопедическим набором мотивов, каждый из которых представляет устойчивую традицию символического прочтения. Отдельное внимание уделяется образам дерева, скал, водопадов, рассмотренным сквозь аллегорическую призму. Такой же подход применяется при анализе двух разных типов пейзажа: идиллического, связанного с сентименталистскими тенденциями и разыгрывающего тему спасения «бурного», обозначающего в конце столетия романтические наклонности.