ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Современное понятие «ремедиация» – некое «переопосредование» в отражении реальности, при котором один медиум (от лат. – «посредник») переосмысливается или трансформируется в другом – позволяет истолковать образ радио, созданный на экране в кинохронике. Предпринятое исследование эмпирического материала, который составили 48 кинофильмов, киножурналов, киноочерков периода 1925-1939 гг. («Киноправда № 23 (“Радио-правда”)», «Совжурнал», «Совкиножурнал», «Социалистическая деревня», «Говорит Москва» и др.), выявленных на основе данных Российского архива кинофотодокументов и найденных на общедоступных сетевых ресурсах, позволило выделить сквозные тематики, связанные с важным процессом радиофикации СССР в целом и проникновения радио в сферы жизнедеятельности человека, в частности. Создатели киноработ (Дзига Вертов и др.) придерживались коммунистической идеологии и актуальной политической повестки, воплощая в кинообразе радио передовые достижения науки и техники. Радио появлялось в домах, квартирах, на улицах городов, на заводах и фабриках, в колхозах, а сила бестелесного голоса впечатляла мало- или вовсе необразованных крестьян и пролетариев, детей. На положительное восприятие населением нового вида СМИ влияла демонстрация на экране крупных планов восторженных и очарованных лиц строителей радиостанций, радистов, слушателей радио (через наушники или громкоговорители). Привлекают внимание эпизоды с частным либо коллективным прослушиванием радио: к примеру, крестьяне собирались деревнями в избах-читальнях, чтобы услышать новостные, просветительские или развлекательные радиопередачи (43.75 %). Несмотря на дороговизну техники, люди толпились в магазинах за дефицитной радиоаппаратурой (20.8 %), чтобы из приёмника всей семьей внимать чуду технической мысли. Работники радиостанций чрезвычайно ответственно относились к своим обязанностям, что визуально подтверждало общенациональную идею соблюдать высокие темпы производительности труда и заниматься своей профессиональной деятельностью с удовольствием и энтузиазмом. Актуальный в то время процесс радиофикации страны Советов (создание радиостанций и антенн, конструирование и настройка радиоприёмников, сеансы радиосвязи и т.д.) показан во многих исследованных киносюжетах (33.3 %). Надпись (интертитры), затем звук в кино демонстрировали единство идей и стоящих за ними образов – партийных лозунгов, пропагандой которых занимались оба средства коммуникации. Система радиовещания соединяла семьи, рабочих, города; становилась информационными «жилами» СССР, благодаря которым государство развивалось как единый организм.