![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Согласно «египетскому логосу» «Истории» Геродота, преемником последнего из строителей пирамид Микерина был царь по имени Асихис (Acc. Ἄσυχιν), который якобы построил «преддверие святилища Гефеста, далеко превосходящее красотой и обширностью все другие», а также ввел ряд норм, связанных с долговым правом. По одному из изданных им законов, «разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца», а по другому «заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, и в случае неуплаты долга должника ожидала вот какая кара: и сам он после кончины лишался погребения в семейном или в каком‑либо другом склепе, равно как и его потомки». Кроме того, якобы Асихис воздвиг в память о себе «пирамиду из глиняных кирпичей с надписью, вырезанной на камне», которая призывала не ставить это сооружение «ниже каменных пирамид» (Hdt. II. 136). В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского аналогом этого царя является, видимо, Сасихис (Acc. Σάσυχιν), второй великий законодатель Египта, введший, в частности, ряд культовых установлений (Diod. I. 94). По мнению А.Ллойда, обе эти фигуры соответствуют Шешонку I (Lloyd 1988: 87-88). Думается, что основой для интерпретации этих свидетельств должны быть упоминания в них долгового законодательства, вызывающие ассоциацию с деятельностью царя XXIV династии Бокхориса (cf. Diod. I. 65, 94); кроме того, саму форму имени «(С)асихис» можно сопоставить с Хоровым именем основателя XXIV династии Тефнахта sı͗ꜣ-ẖt («Сведущий утробой»), и, таким образом этот персонаж Геродота скорее может отражать реминисценции об этом царе. Вероятно, свидетельства об этом царе встраиваются в положительное описание правления саисских династий, свойственное как труду Геродота, так и в целом античной традиции.