![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Социальная и экономическая жизнь городской общины каджарского Ирана описывается как взаимодействие трех ее основных элементов – домохозяйства, квартала (махалля) и базара, как центр деловой активности горожан. Но при характеристике социально-культурных и политических процессов в городе важно подчеркнуть присутствие еще одной устойчивой формы такого взаимодействия – наличие двух противоборствующих групп, разделивших общину на конфликтующие лагеря - немати и хайдари, сформировавшиеся, видимо, в тимуридско-сафавидский период. Движущей силой этой конкуренции, часто заявлявшей о себе в городах Ирана публичными массовыми драками, которые могли завершать религиозные празднества или состязаниях борцов (пехлеванов), были лути, представители одной из малых социальных групп, объединённые рядом признаков: физической силой и ловкостью, которые оттачивались в зур-хане (домах силы), особенностями внешнего вида, указывающими на их групповую принадлежность, образом жизни, порицаемым общественной моралью, но не лишенным привлекательности вызова. Особое значение приобретают традиционные формы самоорганизации населения городов в периоды массовых социально-политических движений. Политические симпатии тебризцев во время Тебризского восстания 1908-1909 гг., одного из узловых событий машруте, обнаруживают прямую связь с принадлежностью к внутригородским ассоциациям хайдари и немати, а прославленный руководитель восстания Саттар из рядовых братьев, как часто называли себя лути, сумел возвыситься до статуса их главы с почетным прозванием «сардар-е мелли» - вождь народа.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Программа конференции | lomo-2024.pdf | 696,8 КБ | 15 мая 2024 [Ardashnikova] |