ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Интеллектуальное наследие известного философа и литературоведа М.М. Бахтина содержит впечатляющее количество различных идей, методов и подходов (диалог, диалогизм, карнавал, полифония, поступок, хронотоп), нашедших свое применение не только в лингвистике и филологии, но и в таких областях знания как антропология, культурология, психология и др. В политической науке, однако, идеи Бахтина получили более скромное распространение. Наиболее популярными бахтинскими концептами в политологической литературе являются диалог и, в определенной степени, карнавал. Абстрактность философского языка Бахтина естественным образом порождает развитие разных, зачастую противоположных интерпретаций его идей в теоретических работах политологов. Так, в одной из распространенных интерпретаций, идеи Бахтина, такие как диалогизм и карнавал, направлены на критику тоталитарных режимов с их ориентацией на монолог и нечеловеческой серьезностью, предлагая взамен модель радикальной демократии и плюрализма. В других трактовках принцип диалогизма провозглашает плюрализм самих форм правления, а также других устоев общества – социальных, экономических, культурных – в контексте диалога государств, народов и цивилизаций. Фактором расхождения интерпретаций становится выбор – на каком политико-пространственном уровне нужно рассматривать категории диалога и карнавала – национально-государственном или международном? При первой интерпретации у исследователя появляется возможность, опираясь на Бахтина, провозгласить особый, идеальный тип демократии. При второй же само провозглашение некоей универсальной политической формы рассматривается как монологизм, от которого необходимо отказаться. С нашей точки зрения, подобная интерпретация идей Бахтина не вполне соответствует этосу трудов философа. Подобные прочтения ограничивают область применения концепций одним, наиболее идеологически удобным для исследователя уровнем анализа (внутриполитическим или международным), игнорируя вселенский гуманизм и трансгрессивное отвержение любой идеологии, характерные для бахтинских идей диалога и карнавала. Наибольшие перспективы, по нашему мнению, имеет применение идей Бахтина как методологии решения прикладных вопросов в сферах разрешения конфликтов и политической коммуникации. В области конфликтологии бахтинский диалог может быть использован как одна из стратегий разрешения конфликтов, противопоставленная как стратегии, основанной на технологиях давления и манипулирования, так и стратегии полного игнорирования конфликта. В области политических переговоров и дипломатии концепция Бахтина может стать философским основанием партнерской стратегии, утверждая право каждой стороны иметь свои цели, интересы и взаимовыгодное решение проблем в противоположность стратегии торга с ее монологизмом, стремлением манипулировать оппонентом и навязать ему свою волю. Особенность применения концепции Бахтина к переговорам заключается в приоритете информационно-коммуникативного аспекта и выстраивания человеческих отношений между переговорщиками. Современные политические коммуникации осложняются углублением размежеваний и ростом поляризации, вызванными объективно возросшей сложностью современных обществ. Идеи диалога и полифонизма, построенные на понимании и уважении к собеседнику, могут вдохновить решения, бросающие вызов доминирующей в политическом дискурсе культуре монологизма.