![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
«Шинель» – последняя из написанных Н.В. Гоголем повестей – создавалась одновременно с первым томом «Мертвых душ». Традиционно ее включают в так называемые «петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Носом», «Портретом» и «Записками сумасшедшего», опубликованными в разное время. Между тем сам писатель никогда не объединял их в цикл наподобие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или «Миргорода». Например, в третьем томе собрания сочинений Гоголя 1842 года они соседствуют с повестями «Коляска» и «Рим». Изображение северной столицы органично входит в более широкую, объединяющую все повести, тему мировой цивилизации в отношении к традиционной культуре России. Тем не менее пять названных выше повестей Гоголя вошли в русскую литературу как «петербургские». Ф.М. Достоевскому приписывают фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли он действительно эти слова, мы достоверно не знаем. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали крылатыми. Очень многое и важное вышло из гоголевской «Шинели», из петербургских повестей Гоголя. Эти повести – не только о Петербурге и петербургских жителях, они дают символические образы мирового масштаба и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы. «Шинель» Гоголя часто сопоставляют с «Бедными людьми» Достоевского. Героев Гоголя и Достоевского мы нередко ставим в один ряд – тип «маленького человека в русской литературе. Здесь, конечно, необходимо вспомнить об А.С. Пушкине. Говоря о героях Гоголя и Достоевского придется обращаться к герою Пушкина – Самсону Вырину из «Станционного смотрителя». И вот что примечательно, герой Достоевского Макар Девушкин оскорблен гоголевским Акакием Акакиевичем (пасквиль на человека), но ему очень нравится пушкинский Самсон Вырин. «Тема «маленького человека» в русской литературе начинается с Пушкина («Станционный смотритель»).