![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В докладе рассматриваются два подхода к трактовке истории и философских эпох. Кант видит историю в двух ракурсах: как общую историю рода и как историю человека. Оба процесса происходят естественно, «согласно неизменным законам природы», как поступательное развитие «задатков» рода и человека «от низшей степени животности к высшей степени человечности» (Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане). Человек развивается как животное, в то же время он справедливый человек, с возникновением просвещения через заблуждения, иллюзии, с помощью власти у него развивается человечность. В свою очередь, история рода развивается от варварства к «всемирногражданскому состоянию». Вся история для Канта осуществляется на земле как сущее, он не видит историю как роман, т. е. как творческую деятельность личности, руководствующейся должным. Бердяев, напротив, трактует историю как творческую деятельность личностей. Личность средневековья представлена образами монаха и рыцаря, она аскетична, отгорожена от внешнего мира, сосредоточена на духовном. Человек просвещения руководствуется своим умом, он рационалистичен, механистичен, реалистичен, формалистичен, гуманистичен. Бердяев демонстрирует, что просвещение, рационализм сменяются иррационалистической философией без Бога и констатирует «ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму, или сверхрационализму средневекового типа» (Новое средневековье). Приходящую эпоху он называет «новым средневековьем», это опять возврат или ренессанс, но уже не античности, а средневековья. Делается вывод о том, что историзм в философии у Канта – это прогресс, который заканчивается концом истории. У Бердяева историзм начинается с античности и христианства, а после неудачи христианства – это бесконечный ренессанс различных философских «нео»- и «пост»-эпох: неопросвещения, постгуманизма и др. Настоящее –всегда возврат в прошлое, его ренессанс. Это же относится и к трактовкам человека, которые выводят его к «Постчеловеку».