![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В начале прошлого столетия философствование в России и в Европе происходило в одном культурном пространстве и отличалось взаимовлиянием, что ярко демонстрирует творчество Н. А. Бердяева. Анализируются общепризнанные в исследовательской литературе основополагающие взгляды Бердяева: отрицание культуры как объективации духа и безосновность свободы. Кант считает, что для индивидуума свобода разума – зло, т.к. природа не ведает, а «индивидууму, который в пользовании своей свободой рассчитывает только на самого себя, это изменение принесло ущерб…» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане) В результате культура воплощает «пороки» «окультуренного разума». Бердяев категорически не принимает положение Канта о вине индивидуума и утверждает, что свобода была до человека. Бердяев, как и неокантианцы, преодолевает Канта, отказываясь от истории рода, и использует индивидуализирующий метод теоретизации истории. В то же время, Бердяев не принимает теорию трансцендентальных ценностей культуры неокантианцев, что объясняется его анархизмом. Утверждение свободы до человека объясняет обращение Бердяева к творчеству, которое основывается на ничто. Акт свободного творчества отрицает настоящее и прошлое, человек «мало теряет» и жизнь нужно устраивать так, чтобы прошлое «как можно меньше сказывалось на ней», поэтому и покаяния за созданное не нужно. Делается вывод о том, что признание Бердяевым примата свободы и связанное с этим творчество легитимируют бесконечную смену взглядов, парадоксы и противоречия философствования. Бердяев сам и марксист, и идеалист, и экзистенциалист, и анархист, и автор нового религиозного сознания, и персоналист и другое.