![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В докладе с опорой на идеи И. Канта рассматриваются такие базовые операции познавательной деятельности, как концептуализация и вопросно-ответные процедуры. Особое внимание уделяется работе Канта «Что значит ориентироваться в мышлении?», в которой Кант ставит проблему того, насколько возможно полное абстрагирование от чувственности при конструировании понятий. Никакая абстракция, с его точки зрения, не позволяет полностью уйти от образных представлений, которые не перестают «быть присущи понятиям». Непосредственная задача этих представлений заключается в том, чтобы понятия, которые не выводимы из опыта, сделать «применимыми к опыту». Таким образом, с одной стороны, происходит выделение «чистого рассудочного понятия» самого по себе, с другой – созревает понимание того, что в этом рассудочном понятии есть «примесь образного … чувственного восприятия». Эти идеи Канта сегодня особенно актуальны в контексте проблематики роли образности в научном дискурсе, в рамках таких современных направлений исследований в эпистемологии и философии науки, как риторика науки и концептуальная инженерия. Также в докладе анализируются кантовские идеи о роли вопросно-ответных процедур в образовании. Показывается, что овладение навыком правильно задавать вопросы Кант считал необходимым для развития познавательных способностей человека, выделяя при этом два типа вопросов: глобальные, метафизические и учебные, педагогические. В системе обучения, по Канту, именно вопрос становится ключевым познавательным инструментом.