![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Философия памяти выступает как одно из направлений, соединяющих в себе глубокий теоретический потенциал и практическую составляющую. Она непосредственно связана с темами восприятия, воображения, мышления, представлением о человеческой природе и принципах соотношения человека и мира, человека и общества, человеческого и надчеловеческого. Но, пожалуй, одной из самых интересных и противоречивых является тема времени. С чем более связана наша память? Может быть со способностью мгновенного схатывания целостности, которая делает истинную память «представлением и только представлением», как считал Анри Бергсон, а может быть со способностью удержания как дления во времени, превращающей память в трансцендентальную способность совершенно иного рода, по сути предшествующую любому представлению, как полагал Эдмунд Гуссерль? С чем мы имеем дело, когда говорим о памяти: с событием, которое является «датой моей жизни» и характеризует в первую очередь трансцендентальный опыт как глубоко личное переживание или же с объектом, который, хотя и дан нам также трансцендентально, но воспринимается как нечто «приходящее» и «уходящее», независимо от того, как именно мы его переживаем? Чем, в таком случае, радикально отличается (и отличается ли действительно радикально) воспоминание от воображения в первом случае и от восприятия — во втором? Эти и другие вопросы рассматриваются на материале работ «Материя и память» А. Бергсона и «Феноменология внутреннего сознания времени» Э. Гуссерля с использованием отдельных аргументов и примеров из философских произведений Платона, А.Августина, Р.Декарта, Г.В.Ф.Гегеля, П.Рикера, Ж.Делеза и др.