ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе вначале разбирается философско-культурологический смысл символа Руси-тройки в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя – как русского логоса, символа Руси ноуменальной (духовная сущность, «непостижимая, тайная сила», душа России), знака ее культурно-цивилизационного мессианского предназначения (Русь становящееся, будущая), а затем показывается, как Достоевский выстраивает свою преемственность с Гоголем, пользуясь данным символом для концепирования русского национального характера на примере семьи Карамазовых. На суде над Дмитрием Карамазовым прокурор завершает свою речь метафорой Руси-тройки как несущейся в «бешеной, беспардонной скачке», которую неизбежно будут вынуждены «прервать» «цивилизованные народы» Европы в целях «самосохранения». Достоевский возмущается либеральной карикатурой образа Руси-тройки в устах прокурора и адвоката, но соглашается с его исходной верностью. Метафизические черты гоголевского символа ложатся в основу определения «карамазовщины» как «русской натуры» с ее «широтой», страстью во всем до «последних пределов доходить» и переходить «последнюю черту», а русская любовь к «быстрой езде» у Гоголя оборачивается тягой к стремительному полету и падению у героев Достоевского. В докладе рассматривается, насколько последовательно Достоевский воспроизводит «русскую метафизику» Гоголя, придавая ей роковой, катастрофический пафос, но сохраняя ее мессианскую интенцию.