![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Роман А.Терехова “Каменный мост" (2009) начинается в традициях детективного жанра: 3 июля 1943 года дочь советского посла в Мексике Константина Уманского Нина и сын наркома авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина Владимир найдены застреленными на лестнице Большого Каменного моста в Москве. Главный герой романа спустя 60 лет после трагедии ведёт расследование. Однако по мере развёртывания сюжета автор трансформирует исходный жанр, разрушая основные отличительные черты детектива или отталкиваясь от них. Во-первых, в конце расследования так и остаётся невыясненным, кто именно совершил преступление, во-вторых, деконструкции подвергается и один из наиболее частотных жанровых стереотипов детектива - образ роковой женщины. Вместе с тем в ходе расследования привлекается всё больше исторических документов, мемуаров и исследований учёных. Кроме того, важнейшими фигурами в произведении становятся непосредственно исторические личности. Роман из детективного постепенно преобразуется в роман исторический. Автор проводит классовый анализ советского общества. Прежде всего писатель стремится нарисовать облик Советской элиты начала 40-х годов ХХ-го столетия. Свободно перемещаясь во времени и пространстве, используя реалистические приёмы опроса, интервью, монтажа, а иногда и модернистские “спецоперации” проникновения в прошлое путём “сдвига” реальности, А.Терехов рисует три поколения советской элиты. Это её вожди - Сталин, Молотов, Микоян. Затем - представители поколения сорокалетних - Уманский, Шахурин, их жёны. И, наконец, их дети, ученики образцовой 157 школы, создавшие во время Великой Отечественной войны тайную организацию “Четвёртый рейх”. Таким образом, перед читателем - своего рода травестированная реинкарнация социалистического реализма, в котором классовый анализ играл принципиальную, доминирующую, системообразующую роль. Заслуживает особого внимания при этом то, что А.Терехов редко использует в своём тексте советскую терминологию того времени. Стремясь обозначить сходство далёкого прошлого и современности, писатель чаще называет, например, Сталина императором, наркомов - железными людьми, генералов - следователей НКВД - людьми правды, а подростков - детей представителей элиты - волчатами. Главной задачей романа становится документально-психологическое исследование того, как уже во втором, а затем и в третьем поколениях Советской элиты, несмотря на происхождение, появляется ощущение особенности, исключительности, тяга к власти и постепенная утрата каких-либо нравственных принципов.