ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В данном исследовании мы опираемся на структуру и содержание ценностного спектра, предложенную израильским исследователем Ш.Шварцем, которые определяет базовые ценности как внеситуативные цели, организованные в согласованную основополагающую систему, отличающиеся по своей субъективной значимости для одного человека или какой-то группы и в силу этой значимости в той или иной степени служащие руководящими принципами. Каждая ценность обусловлена универсальными потребностями человеческого существования: биологическими потребностями, потребностями координации социального взаимодействия, потребностями, связанными с выживанием и благосостоянием социальных групп (Schwartz, et al. 2012). Сказанное выше необходимо приводит к выводу о том, что детальное изучение ценностной структуры (значимости отдельных ценностей, и корреляционных связей друг с другом и другими переменными) как на индивидуальном, так и на групповом уровне может помочь объяснить индивидуальное принятие решений, установки и поведение. Конформизм – является одним из ценностных конструктов в структуре ценностного спектра Шварца. Причем различается межличностный конформизм как нежелание расстраивать и разочаровывать других людей и социальный конформизм – стремление соответствовать правилам, законам и формальным социальным нормам. Согласно Шварцу значимость обоих типов конформизма имеет консервативно окрашенную социальную направленность и связана со стремлением избавиться от тревоги. К сходным ценностям относится соблюдение (уважение, принятие, ответственность за сохранение и следование) традициям, культурным и религиозным обычаям, идеям, отчасти скромность (признание себя менее значимым в более широком контексте событий, происходящих в своей группе и в обществе в целом) и стремление к общественной безопасности и стабильности. Оппозицию этим ценностям составляют ценности индивидуальной направленности: доминирования и контроля над людьми с одной стороны (связанные с потребностью в самоутверждении) и самостоятельности в когнитивном и поведенческом аспектах, с другой (потребность открытости изменениям). В нашем эмпирическом исследовании приняли участие жители четырех городов Москвы, Кирова, Ташкента, Баку обоего пола различных возрастов и национальностей общей численностью 1700 человек. Использовалась последняя руссифицированная версия опросника Шварца, состоящая из 57 пунктов и позволяющая определять отношение к 19 различным ценностям (Шварц и др. 2012). Нами были выявлены различия в принятии конформных ценностей, задаваемых возрастом и местом проживания. В Московской выборке самой неконформной группой оказались люди среднего возраста, а во всех остальных группах ориентация на эту ценность имеет тенденцию с возрастам усиливаться. Гендерные различия были выявлены только в ситуации социального конформизма (женщины оказались более конформны во всех четырех подвыборках). In this study, we rely on the structure and content of the values' spectrum proposed by Israeli researcher Sh.Schwartz who defines basic values as free from situations goals organized into a complex fundamental system, which differ in their subjective importance for each person or any group, and to some extent serve as guidelines because of this significance. Each value is due to the universal needs of human existence: biological needs, the needs of coordination of social interaction, requirements related to the survival and well-being of social groups (Schwartz, et al. 2012 a). Saying above necessarily leads to the conclusion that a detailed study of the value structure (the significance of individual values, and correlations between values and with other variables) at the individual and group levels can help explain individual decisions, attitudes and individual and group behavior. Conformism is one of the value's constructs in the structure of the Schwartz'a spectrum of values Moreover, he differs interpersonal conformism as an unwillingness to upset and disappoint others, and social conformism - the desire to conform to the rules, laws and formal social norms. According to Schwartz, the importance of both types of conformity correlates with conservatively colored social orientation and is connected with the desire to get rid of anxiety. Values similar with conformism include following (respect, acceptance, responsibility for the maintenance and adherence to) the traditions, cultural and religious practices, ideas, and partly modesty (recognition to be less significant in the broader context of the events taking place in their group and in society as a whole) and the desire to social security and stability. Opposition to these values are values of individual orientation: dominance and control over the people on the one hand (related to the need for self-assertion) and independence in cognitive and behavioral aspects, on the other hand (need openness to change). In our empirical study residents of four cities Moscow, Kirov, Tashkent (Uzbekistan), Baku (Azerbaijan) both sexes and all ages and nationalities total number of 1,700 people took part. The latest version of the Schwartz's inventory adopted in Russian, consisting of 57 points and allows to determine attitudes toward 19 different values (Schwartz et al. 2012 b) was used.. We have found differences in the preferences of values related with conformism given by age and place of residence. In Moscow sample the most nonconformist group were middle-aged people, comparing with all other groups where focus on this value tends to grow with age. Gender differences were found only in a situation of social conformity (women demonstrated more conformity in all four samples).