ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Мультепаль в историографии известен прежде всего как специфическая форма организации Майяпанской державы. В ряде работ были сделаны попытки, выделив в качестве сущностного ядра этой системы лишь коллективное правление высшей знати, распространить ее на ряд других крупных политий раннего постклассического и даже позднего классического периодов. Представляется, что такой взгляд на данную систему не может дать никаких результатов. За принципом коллективного правления очевидна концентрация власти в руках одного-двух линиджей. Интересен в данном случае сам факт декларации коллективного правления – свидетельство глубоких изменений в идеологии верховной власти, с успехом впитавшей в себя формы легитимации, присущие общинным органам управления. Другая важнейшая особенность политической организации Майяпанской державы – постоянное или длительное проживание локальной знати в столице. Оно позволяет говорить о складывании по-настоящему централизованного государства, а также – об интенсивном формировании единого для всего Северного Юкатана правящего класса и его специфического сознания, сохранившихся вплоть до конкисты. Определив мультепаль таким образом, можем найти его признаки в ряде других политий майя постклассического периода – Тулуме-Танкахе, Нохпетене, Топоште и др. Вполне возможно охарактеризовать таким же образом и организацию царства майя-киче Горной Гватемалы. Если в первом случае можно утверждать о сильном влиянии Майяпана на периферийные государства, то во втором такое влияние, безусловно, отсутствовало.