![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В современную информационную эпоху глобальной коммуникации особую тревогу вызывает тиражирование СМИ и распространение в массовом сознании феноменов: негативной этнокультурной стереотипизации, «визуализации агрессивной ксенофобии» «расовой, культурной «стигматизации» (демонизации/кретинизации/криминализации) облика иной, «чужой» этничности, субкультуры, особенно в электронных СМИ (TV, Интернет). Обоснованы утверждения Э. Гидденса и Ю. Хабермаса, что СМИ, не столько отражают, но в некоторой части формируют реальность и являются значимыми ресурсами социального влияния, манипуляции, дезинформации, обеспечения межкультурной коммуникации. Определяя символические значения «границ межэтнической толерантности», они могут создавать «барьеры» на пути ксенофобии, или парадоксальным образом провоцировать ее, вследствие того, что аудитория некритично доверяет им. Способы репрезентации межкультурных контактов, межэтнического общения и взаимодействия осуществляется посредством трансляции в массовое сознание определенного контента. Зачастую рутинные социально-культурные практики, ситуации межэтнических контактов представлены сквозь призму этноцентризма. Подчеркивается этническое неравенство социальных статусов, ролей, престижа, культурная инородность этническому большинству, тех или иных этнических групп. Учащаются упоминания корреспондентами СМИ «культурного шока» от восприятия той или иной этнокультурной бытовой специфики, отсутствии/дефиците ресурсов культурного и социального капитала у определенных групп внутренних мигрантов или иммигрантов, а в сводках криминальных новостей подчеркивается этничность лишь определенной части подозреваемых, с широким использованием ксенофобной лексики. Ситуативность образов «плохого чужака», конструируемых СМИ слабо поддается социальному контролю. Каналы масс-медиа до предела сокращают эфирное время на целевые передачи, содержащие позитивную информацию о межэтнических отношениях, При этом, выявлена зависимость роста негативных этнических стереотипов, уровня ксенофобии в массовом сознании от ценностных ориентаций СМИ (В. Малькова) Избирательный характер и негативный контекст содержательной интерпретации межэтнической коммуникации в СМИ, воздействуя на сознание массовой аудитории, приводит к эффектам тиражирования и формирования негативных социальных идентичностей - этнической, конфессиональной, государственно-гражданской. Социальное конструирование новых обликов этнического неравенства в СМИ препятствует росту социального доверия, социально-культурной адаптивности этнически мозаичных сообществ эпохи глобализации, уверенности в позитивности межэтнических отношений, необходимости культурного, информационного взаимообмена, выбору позитивной стратегии социального развития с опорой на межкультурную, межэтническую интеграцию.