![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
С.А. Сиднева (Москва) ΑΡΧΙΜΗΝΙΑ: «НАЧАЛО» В НОМИНАЦИЯХ, СИМВОЛИКЕ И ОБРЯДАХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ МЕСЯЦА В НОВОГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В Греции традиция праздновать начало месяца известна еще с древности. Соответствующий древнегреческий праздник назывался νουμηνία. Этот термин буквально обозначал новолуние, с которого формально начинался древнегреческий месяц и которое не всегда совпадало с первыми днями месяца в современном календаре (Ζαχαρενάκης 1999: 137). Наиболее важными месяцами считались те, которые маркировали начало года. В Древней Греции не существовало единого новогоднего календаря, хотя обычно Новый год отмечался в первое новолуние после солнцестояний или равноденствий. Аттический новый год, например, начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния (в середине июля или в начале августа), спартанский, родосский и македонский – после осеннего равноденствия (приблизительно в сентябре-октябре – Латышев 1897-1899: 102-106). В современном греческом календаре большое значение имеют именно первые дни любых месяцев, что отобразилось в таких пожеланиях как καλή αρχιμηνιά ‘хорошего начала месяца’, καλή πρωτομηνιά ‘хорошего первого дня месяца’. С ними связан ряд общих предписаний, запретов, пожеланий, действующих в этот период. Например, исследовательница народной культуры о. Крит Е.К. Франгаки выделяет такие запреты как: вносить молоко в дом, упоминать мышей, замешивать тесто, видеть беременную женщину (Φραγκάκι 1949: 13). Известный на Балканах и в некоторых странах за их пределами обряд первого посещения (гр. πρωτοποδάρικο ‘первая нога’) у греков связан, прежде всего, с первыми днями года, но случайный, а не специально приглашенный или введенный (иногда «внесенный») гость задает благоприятное или дурное начало каждого месяца. В новогреческой традиции первые дни января как первого месяца года современного календаря имеют особое значение, хотя в обрядах начала других месяцев сохранилась память о более древних традициях празднования Нового года. Первые дни января упоминаются в новогодних колядках: Αρχιμηνιά κι αρχιχρονιά, πρώτη του Γεναρίου/ αύριο ξημερώνεται τ' Αγίου Βασιλείου (‘С началом месяца и началом года, с первым января,/ завтра с рассветом придет день святого Василия’). У греков январь представляется как «отец остальных месяцев» и по народной этимологии связан с семантикой рождающегося начала (нар. назв. Γενάρης возводится к гл. γεννώ ‘рождать, рожать’). Согласно греческим народным пословицам, он «рождает» снег, воду и холод: Ο Γενάρης δεν γεννά μήτε αυγά, μήτε πουλιά, μόνο κρύο και νερά (‘Январь не рождает ни яйца, ни цыплят, только холод и воду’); Ο Γενάρης γεννά όχι μόνο αρνιά και κατσίκια, αλλά το χιόνι και το κρύο (‘Январь рождает не только ягнят и козлят, но снег и холод’). Первые дни января связаны и с христианской символикой, с днем обрезания Христа, что отображается в песнях книжного церковного происхождения (Ζαχαρενάκης 1999: 154). Первое января – это также день чествования святого Василия, с которым связан знаменитый обряд разрезания «пирога святого Василия» – βασιλόπιτα. Новогодней символикой могут быть наделены и другие месяцы, такие как март или сентябрь. В первые дни марта проводится известный издревле обряд χελιδόνισμα ‘ласточка’, когда дети обхаживают дома с вырезанным из дерева подобием «ласточки», украшенной цветами и зеленью, или венком и распевают специальную колядку (Πολίτης 1909: 72). На Крите первого марта дозволены разные розыгрыши и шутки, которые в остальной Греции и Европейской традиции в целом проводятся обычно на первое апреля (Φραγκάκι 1949: 14). На Додеканесских островах в ночь с 31 августа на 1 сентября происходит ритуальный сев (Κυριακίδου-Νέστορος 1982: 109). На Родосе первого сентября могли пожелать αρχιχρονιά ‘нового года’ и провести характерный новогодний обряд разбивания граната (Παπαχριστοδούλου 1962: 205). На Крите первого сентября раскалывали орех, и если ядро оставалось целым, то расколовшему его человеку гарантировалось здоровье на целый год, который таким образом отсчитывался от указанной даты (Φραγκάκι 1949: 19). Выбор первого сентября для данных ритуалов и благопожеланий может быть объясним обрядами начала сезона настоящего сева, но первого сентября также начинался церковный новый год. Кроме того, жители древнегреческой Македонии праздновали «новую молодую луну» первого месяца Зевса, который выпадал на сентябрь, как начало года» (Ζαχαρενάκης 1999: 137). Не являясь первым месяцем года, с семантикой начала и «открывания» связан и февраль. Народный вариант его названия φλεβάρης отсылает к слову φλέβα ‘вена’. Согласно критской народной традиции этот месяц ανοίγει τις φλέβες του νερού ‘открывает вены воды’(Φραγκάκι 1949: 14). Иногда этот месяц ассоциируется с началом весны (ср. этимология греческого слова η άνοιξη ‘весна’ – ανοίγω ‘открывать’). На Родосе первого февраля на день святого Трифона, покровителя виноградников, завершается период подрезания виноградных лоз и проводится их освящение, поэтому для виноградарей этот день становится в своем роде «виноградарским новым годом» (Παπαχριστοδούλου 1962: 192). Учитывая связь начала и конца в традиционной культуре и мифологии, первые дни месяца нередко представляются переходным, опасным, двойственным периодом. Так, например, радостный праздник сбора цветов и плетения венков, приходящийся на первое мая, наделяется амбивалентной символикой. Народная этимология месяца мая в новогреческой традиции отсылает к магии (нар. вариант названия мая o μάης – μαγεία, μαγιά ‘магия, колдовство’), поэтому многие обряды первого дня имеют апотропеический характер. Την πρωτομαγιά πηγαίνουν στη θάλασσα να περάσουν τα 40 κύματα να μην τους πιάνουν μαγιά (‘Первого мая идут на море и переступают через сорок волн, чтобы не взяла ворожба’ – Φραγκάκι 1949: 15). Первого мая утром предписывалось выпить молока и съесть меда, чтобы оградить себя от злых духов (Φραγκάκι 1949: 15). На Родосе с целью очищения двери домов кропят водой (Παπαχριστοδούλου 1962: 200). Но все же главным обрядом первого мая во всей Греции, как было упомянуто выше, является сбор цветов и плетение венков, которые потом сжигаются на кострах в день святого Иоанна (23 июня). На Крите майский венок состоит из определенных растений, имеющих свою символику: колосьев, символизирующих богатство, виноградные лозы – здоровье, ветки оливы – согласие, маки – радость (Φραγκάκι 1949: 16). Самыми опасными днями считаются в греческой народной традиции οι δρίμες (вар. τα δρίματα, οι ντρίμες, οι δρύμες) ‘дримы’. Чаще всего так обозначаются первые шесть или даже двенадцать дней августа, хотя это название может относиться к первым и последним трем дням марта, всем мартовским субботам или первым дням мая. Согласно народным поверьям в эти дни происходит «активизация потусторонних сил», проникающих в мир людей, особенно таких персонажей народной новогреческой мифологии, как нереиды, антропоморфных природных духов, связанных с водой или растительным миром. Само слово οι δρίμες связывается со словом η δρύς ‘дуб’, ο δρυμός ‘дубовая роща’ и с обитательницами священных дубовых рощ – нимф-дриад (δρυάδες). Примечательно, что в дни «дрим» налагаются запреты на различные виды хозяйственной деятельности, имеющие отношение к воде и деревьям, что отображается в поговорках и пословицах: Τ' Αυγούστου οι δρίμες στα πανιά και του Μαρτιού στα ξύλα (‘В августе дримы для белья, в марте – для дров’). В данном случае слово «дримы» обозначает «запрет» на стирку белья в начале августа и рубку дров в начале марта. На Крите считается, что выстиранное белье могут запачкать нереиды, а человек, помывший в первые дни августа волосы, потеряет их (Φραγκάκι 1949: 19). Подводя итоги, стоит отметить, что значимость первых дней каждого месяца в греческой культуре отображается в общих благопожеланиях, обрядах, приметах и запретах, характерных для данного периода, и отчасти может объясняться древнегреческим обычаем празднования новолуний. Особо следует выделить традицию первого посещения: чаще всего она упоминается в контексте первых дней года (то есть, первых январских дней, согласно современному календарю), но, тем не менее, действует и для начала любого месяца в виде приметы. Кроме января в разные исторические эпохи «новогодними» месяцами становились март и сентябрь, поэтому в начале этих месяцев проводятся специфичные для нового года ритуалы. Март (иногда февраль), май, август (или сентябрь) маркируют переходы сезонов, а, следовательно, их первые дни наделены в традиционной греческой культуре опасным, демоническим характером и располагают к апотропейным обрядам. Наконец, семантика и символика «начала» месяца проявляются не только на ритуальном, но и языковом уровне: слова Γεννάρης (народный вариант названия января) и Φλεβάρης (нар. ‘февраль’) новогреческая народная этимология возводит к идеям рождения и открывания. Литература Латышев 1897-1899 – В.В. Латышев. Очерк греческих древностей. СПб, 1897-1899. Ζαχαρενάκης 1999 – Κ. Ζαχαρενάκης. Κάλαντα και Παράδοση του Δωδεκαήμερου. Αθήνα: «Δωδώνη», 1999. Κυριακίδου-Νέστορος 1982 – Α. Κυριακίδου-Νέστορος. Οι δώδεκα μήνες. Αθήνα: Μαλλιάρης Παιδεία, 1982. Παπαχριστοδούλου 1962 – Χ.Ι. Παπαχριστοδούλου. Λαογραφικά Σύμμεικτα Ροδού. Αθήνα, 1962. Πολίτης 1909 – Ν. Πολίτης. Λαογραφικά Σύμμεικτα, Α'. Θεσσαλονίκη, 1909. Φραγκάκι 1949 – Ε.Κ. Φραγκάκι. Συμβολή στα λαογραφικά της Κρήτης. Αθήνα, 1949.