ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Переосмысляя традицию мениппеи в необарочном постмодернистском духе, Гюнтер Грасс гротескно и трагикомически изобразил в романе «Жестяной барабан» индивидуацию (психологическую эволюцию) Оскара Мацерата. В начале романа Оскар соединяет черты мифологического трикстера и его потомков: сказочного гнома, арлекина, дурака, шута, пикаро и клоуна. Ему присущи эмоциональная, волевая, интеллектуальная, моральная, телесная и сексуальная амбивалентность, лиминальность, протеизм, роли провокатора, нарушителя границ и табу, возмутителя спокойствия и искусителя. Оскар ставит себя в один ряд с трикстерами мировой культуры (Мальчик-с-пальчик, Распутин, Меркурий, Дионис, Йорик,крысолов, Ворон, Одиссей), участвует в кражах, общается с внутренним дьяволом. Пережив различные инициации, Вторую мировую войну и гибель близких, Оскар становится культурным героем – победителем антикультурных хаотических сил, врачевателем, полусакральным усовершенствователем мира. Он срывает своей магической барабанной игрой лживые манифестации нацистов, исцеляет память пожилых людей игрой на барабане, возвращает людям способность плакать, спасает Виктора Велуна от одержимых преследователей-палачей, берет на себя ответственность за не совершённое им убийство, избавляется от страха перед Черной кухаркой и начинает идентифицировать себя с Христом.