![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Современное состояние. На геологическом факультете МГУ в настоящее время осуществлен полный переход на 6-летнюю программу непрерывной подготовки по профилю: "Интегрированный магистр по направлению ГЕОЛОГИЯ". Это позволило не просто увеличить срок обучения, но и улучшить его качество за счет введения дополнительных курсов и дополнительного года производственных практик. Большинство магистрантов в последний год обучения уже активно работают в различных геологических организациях. Подготовку геологов съемщиков ведут, в основном, две кафедры: региональной геологии и истории Земли (зав. кафедрой профессор А.М. Никишин) и динамической геологии (зав. кафедрой профессор Н.В. Короновский). В последние годы на факультете были разработаны новые образовательные стандарты и образовательные программы, которые особенно важны для улучшения подготовки геологов-съемщиков. Так полностью переработан и постоянно совершенствуется курс "Структурная геология и геологическое картирование", который для студентов съемочных специальностей читается профессором Ал.В. Тевелевым – автором четырех комплектов Госгеолкарты-200 Южного Урала. Таким образом, курс ориентирован не только на получение знаний по предмету, но и на отработку навыков работы с комплектами современных геологических карт масштаба 1:200 000. Подавляющая часть иллюстративного материала к лекциям и практическим занятиям подобрана из объектов ГДП-200, которые отрабатывались в последние 20 лет сотрудниками геологического факультета МГУ. В последние годы профессором Арк.В. Тевелевым, который является автором четырех карт четвертичных образований в составе комплектов Госгеолкарты-200 Южного Урала, был разработан и успешно читается для студентов съемочных специальностей новый курс "Четвертичная геология". Кроме общетеоретических разделов, курс содержит практические разделы, ориентированные на ознакомление студентов с современными методами составления и оформления карт четвертичных образований масштаба 1:200 000 и сопровождающей графики. Материалы как изданных, так и находящихся пока еще в геологических фондах комплектов Госгеолкарты-200 активно используются при проведении и других курсов обучения геологов-съемщиков. Благодаря тому, что в комплект Госгеокарты-200 входят геофизические материалы, из наиболее интересных из них формируется существенная часть практических заданий по курсу "Интерпретация геофизических материалов". Частично подобного рода материалы используются также в курсе "Структурная геология магматических комплексов". Развивается и совершенствуется курс "Геоинформационные технологии в геологии", в котором, как, впрочем, и во всех других курсах, отдельные разделы посвящены ознакомлению студентов с требованиями последних методических и инструктивных документов. Важнейшей частью подготовки геологов-съемщиков является проведение учебных практик. Основное место среди них занимает Крымская учебная практика по геологической съемке на Крымском геологическом полигоне имени профессора А.А. Богданова. Несмотря на сложнейшее политическое и экономическое положение Крыма, такая практика была успешно проведена в 2014 году и будет проведена в 2015 году. Кроме того, в 2014 году были организованы две дополнительные учебные практики для подготовки геологов-съемщиков: одна – по структурной геологии, другая – по седиментологии. Успешно продолжает развиваться научно-производственно-учебная база на Южном Урале, на территории Ильменского государственного заповедника, на которой проводится учебная практика "Структурная геология и геологическое картирование магматических пород". Традиционные объекты этой практики находятся на территории листов, на которых завершены работы по созданию Госгеолкарты-200. В последние годы к ним добавлены новые объекты, выявленные в прошлые годы сотрудниками геологического факультета МГУ при проведении ГДП-200. Все эти материалы активно используются в обучении студентов и для закрепления полученных теоретических знаний. Существенно расширилась факультетская аналитическая база. Проблемы. Вместе с тем, в настоящее время существует целая серия проблем, которые тормозят качественное обучение. Главная из них – чрезвычайно низкий уровень подготовки абитуриентов, поступающих факультет. Такая ситуация является следствием нескольких причин. Первая из них – система ЕГЭ. Уровень подготовки абитуриентов падает, потому что их учат не думать, а угадывать один правильный ответ из четырех уже написанных. В результате только единицы приходят хорошо подготовленными и способными успешно освоить курс высшей школы. Втора причина – безусловное падение престижности профессии геолога и, как следствие – катастрофическое падение конкурса. После единственного вступительного экзамена (по математике) к нам берут практически всех, причем большинство абитуриентов хочет попасть на кафедры, так или иначе связанные с нефтью и газом. На кафедры, которые готовят геологов-съемщиков, идут неохотно, уже четко соображая, что тяжелый труд плохо сочетается с низкой зарплатой. Основным стимулом для многих абитуриентов является не получение образования, а уклонение от службы в армии, поэтому и к учебе они относятся соответственно. В конце прошлого года ситуация достигла уровня катастрофы: осенний семестр на 3 курсе на упомянутых кафедрах начинали 33 студента, а перешли в весенний семестр 22. Из 11 (треть!) отчисленных за неуспеваемость студентов 10 – мальчики призывного возраста. Правды ради надо сказать, что среди оставшихся есть совершенно замечательные мальчики и девочки, которых, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки. Вместе с тем, приходится констатировать, что с каждым годом отчислить нерадивого студента оказывается всё сложнее и сложнее. Находятся вполне законные способы пересдавать экзамен по нескольку раз в попытке взять преподавателя измором. Вторая беда, это чиновничье руководство учебным процессом. Хотя Московский университет по статусу вроде бы является независимым образовательным учреждением, давление министерства все-таки ощущается сильно. Руководство сверху выражается в произвольном изменении учебных курсов и планов, введении новых курсов, часто не имеющих отношения к специальности или просто не нужных. Произвольно меняются объемы курсов и их количество, в том числе сокращаются или даже исключаются важнейшие курсы, часть курсов переносить с одного года обучения на другой, не считаясь с тем, что для их усвоения нужна определенная база. В лучшем случае нововведения утверждаются на учебно-методическом объединении. При этом никто ни с кем не советуется, хотя нам кажется, что при обсуждении конкретных курсов следовало бы выслушать тех преподавателей, которые эти курсы ведут. Третьей проблемой является откровенно глупая система оценки работы преподавателей. В МГУ создана огромная "Интеллектуальная Система Тематического Исследования Научно-технической информации" (ИСТИНА), в которую внесены все результаты самой разнообразной деятельности всех сотрудников МГУ. Система сама формирует годовые и прочие отчеты сотрудников, которые и учитываются при переаттестации. При этом в первую очередь оценивается не качество педагогической работы, а количество публикаций и цитируемость научных работ в ведущих западных журналах. Педагогическая нагрузка, публикация учебников, количество защищенных студентами и аспирантами квалификационных работ, проведение научных и научно-производственных работ играет второстепенную роль. К более мелким проблемам относится, во-первых, проведение вступительных экзаменов в магистратуру – 12 июля, что для полевых факультетов является нонсенсом. Бакалавры, получившие диплом, не имеют возможности поехать в полноценное поле, а вынуждены либо, в лучшем случае, разбивать его на две части, либо ограничиваться укороченным вариантом, поскольку перенести экзамен нельзя! Другая проблема состоит в том, сейчас чрезвычайно затруднен выбор объектов для производственных практик. На ГДП-200 попадают единицы, поскольку партии при дефиците финансирования вынуждены экономить и не имеют возможности оплачивать проезд, зарплату и полевые "посторонним" студентам. Практически на геологическое доизучение попадают только студенты, зачисленные в геолого-съемочную партию геологического факультета МГУ, которая проводит работы на Южном Урале. В основном же студенты разъезжаются по тематическим партиям институтов РАН и МПР, а также по поисковым партиям частных компаний, из которых не всегда привозят добротный материал для написания бакалаврских и магистерских работ. Вместе с тем, такие работы позволяют лучшим студентам положительно зарекомендовать себя и закрепиться в частных компаниях, в том числе – иностранных. Беда заключается в том, что на съемке не остается почти никто. Перспективы. Современное состояние дел и описанные проблемы не дают повода для большого оптимизма. Ясно, что назрела безотлагательная необходимость решать имеющиеся проблемы. И пути решения известны давно. Трудность же заключается в том, что большая часть этих проблем имеет системный характер, а потому вряд ли будет решена в ближайшее время, ибо систему в целом менять никто не собирается. А если вспомнить про ФАНО в Академии Наук РФ или про холдинг Росгеология, то положение только ухудшается. Однако кое в чем положение все же немного улучшается – жизнь заставляет. Во-первых, слава Богу, вроде бы принято, наконец, решение отказаться от "угадайки" а ЕГЭ и фактически перейти к нормальным экзаменам. Остается только ввести еще пару вступительных экзаменов. Мы вовсе не против предоставления равных возможностей всем при поступлении в ВУЗы, однако и у ВУЗов должны быть возможности выбрать лучших, тех, кто приходит за получением образования, а не диплома. Во-вторых, немного поутихла волна написания новых учебных планов, которые требовалось даже переводить на английский язык, вероятно, в надежде на то, что по ним начнут работать западные университеты! В-третьих, возобновилось наконец издание научного журнала "Вестник Московского университета" разных серий, который не издавался целый год из-за бюрократических разборок между учредителем, редакцией и типографией. В целом же проблема высококачественных публикаций должна решаться, на наш взгляд, не только статьями в высокорейтинговых западных журналах (они отнюдь не резиновые, да и не горят особым желанием печатать работы российских ученых). Необходимо повышать уровень отечественных научных журналов, в том числе – полиграфический, включая профессиональный перевод статей на английский язык. А для этого нужно целевое финансирование, которое не рассосалось бы на непонятные нужды. В-четвертых, получила разрешение проблема работы по Госконтрактам в условиях предельной централизации управления в МГУ, где более 20 факультетов фигурируют в качестве одного юридического лица. Прекрасно зарекомендовала себя совместная работа по ГДП-200 (в качестве субподрядчиков) с ООО НТПП "ГЕОПОИСК" г. Челябинска. Работы получили высокую оценку НРС МРП. В этих работах участвовали лучшие студенты кафедры региональной геологии и истории Земли, которые по результатам работ защитили бакалаврские работы, будут защищать весной магистерские работы и собираются поступать в аспирантуру. Таким образом, смена нам есть, жаль только, что она очень немногочисленна.