ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Человечество вступило в мир экономики знаний. XXI век по количеству открытий, которые коренным образом изменят научно-технической облик нашей цивилизации, в тысячу раз превзойдёт, по оценке экспертов, предыдущие два столетия. При гиперболическом росте населения и ограниченности ресурсов перед человечеством стоит важнейшая задача – сохранение устойчивого развития и ресурсосбережения без потери качества жизни. На вызовы, связанные с экологическими проблемами, истощением биоресурсов и традиционных источников энергии, человечество должно ответить третьей промышленной революцией , а в скором времени, и четвёртой промышленной революцией , которая приведёт к широкому использованию комплексных киберфизических систем на всех стадиях производства. В исторически очень короткий период неизбежен переход на новые возобновляемые источники энергии, перевод транспорта на электротягу на основе водородной энергетики, развитие технологий 3D-принтеров, переход от металлургии к композитным материалам на основе углерода, замена металлургии на технологию 3D-печати на основе селективной лазерной плавки, переход к производству «искусственного мяса» из животных клеток с использованием 3D-биопринтеров . Новые знания и рождённые ими новые технологии приведут к радикальному сокращению промышленных рабочих мест для людей, их места будут занимать роботы. Фактически человеческий труд все больше будет перемещаться в сферы интеллектуальной деятельности. Сегодня качество стало универсальным, интегрирующим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Но основы менеджмента качества были заложены в XX веке, веке, в котором господствовала сначала индустриальная, а потом постиндустриальная экономика, предвестница экономики знаний третьего тысячелетия. И сегодня нам нужно посмотреть за горизонты приближающегося будущего, и определить в нём роль систем качества. Необходимо понять, как трансформировать устоявшиеся подходы к поддержанию и развитию качества в этом новом мире, мире экономики знаний. На новые вызовы есть только один ответ: необходимо постоянно вводить инновации. На наш взгляд менеджмент качества, в основе которого лежит базовый принцип – постоянные улучшения, фактически был предтечей современного инновационного менеджмента и менеджмента инноваций. Для формирования новых эффективных систем стратегического управления устойчивым развитием современных организаций необходимо обеспечить синергетическое взаимодействие систем управления качеством и систем управления инновационной деятельностью этих организаций для достижения эффектов синергии и/или эмержентности в деятельности организации за счёт процессов самоорганизации. Для этого необходимо шире применять адхократические принципы управления, позволяющие повысить уровень самоорганизации как руководящих, так и рядовых специалистов. Практическая реализация этого подхода позволит сохранить и приумножить творческий потенциал персонала и увеличить количество естественных инвенций организации, а также укрепить надежность и развить многоуровневую систему ситуационного управления инновационной деятельностью организаций, а значит – обеспечить развитие качества.