Описание:Курс "Цифровые наглядные материалы по стандарту BYOD для биологического образования" предназначен для студентов, преподавателей и научных сотрудников, руководствующихся государственной программой цифровизации отечественной экономики.
Первая часть курса посвящена анализу специфики наглядных материалов 4 исторических периодов развития информационных технологий: аналоговых технологий (1631-1982 ), разобщенных цифровых технологий (1982-2003), стационарных сетевых сервисов (2003-2016) и мобильных сетевых сервисов (с 2016 г.). Приведены основные методические рекомендации для преодоления инвариантной проблемы обеспечения наглядности и достаточной краткости научно-образовательных публикаций со сложной структурой.
Поскольку эффективность преобразования информации в знания в настоящее время определяется сбалансированным распределением преподносимых сведений между вербальным и образным каналами передачи информации с учётом универсальной адаптации к любым пользовательским устройствам (стандарт ЮНЕСКО Bring Your Own Device, BYOD), во второй части курса рассмотрены основные законы усвоения информации человеком, история формирования парадигмы BYOD, классификация и специфика пользовательских устройств для работы с информацией, а также современные требования стандарта BYOD.
Третья часть курса посвящена рассмотрению кейсов по цифровизации аналоговых наглядных материалов (плакаты, иллюстрации книг, слайды, прозрачные пленки, кинопленки, видеофильмы) в соответствии со стандартом BYOD.
Четвертая часть курса содержит методические рекомендации по оптимизации использования цифровых наглядных материалов в локальной и сетевой информационной среде, разработанные в процессе двух лет практического использования преподавателями и студентами МГУ имени М.В.Ломоносова материалов учебного пособия "Физиология эндокринной системы" проф. Биофака МГУ О.В.Смирновой.
Курс разработан научным руководителем Лаборатории мультимедийных технологий Биофака МГУ к.б.н. Ф.О.Каспаринским на основе 20 авторских публикаций с 2004 по 2018 год:
1. Каспаринский Ф.О., Маланьина Т.В. (2004) Видеолекции как информационный ресурс для дистанционного образования // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва (2004 г.). M.: Изд-во РИЦ МГИУ, стр. 173 – 176.
2. Каспаринский Ф.О., Маланьина Т.В. (2005) Создание видео-экспонатов для реальных и виртуальных музеев: основные принципы // Материалы Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ: технологии распределенных вычислений», г. Новороссийск (19-24 сентября 2005 г.). M.: Изд-во Московского университета, стр. 267 – 269.
3. Каспаринский Ф.О. (2005) Аудиовизуальные материалы как информационный образовательный ресурс // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр. 478-488.
4. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И., Попов А.С. (2006) Слайдфильмы как видео-экспонаты виртуальных музеев // Материалы Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ: технологии параллельного программирования», г. Новороссийск (18-23 сентября 2006 г.). M.: Изд-во Московского университета, стр. 264 – 265.
5. Каспаринский Ф.О. (2007) Мультимедийные интерактивные ресурсы в образовательном процессе: реалии и перспективы развития // В кн.: Биологическое образование и общество знаний: Материалы Всероссийской конференции, Брянск, Брянский государственный университет им. Г.И. Петровского, 22-24 ноября 2006 года. – М: МАКС Пресс, 2007 г., стр. 166-182
6. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2008) Сетевые аудиовизуальные ресурсы: перспективы совершенствования систем навигации и информационного сервиса // В кн.: Научный сервис в сети Интернет: решение больших задач: Труды Всероссийской научной конференции (22-27 сентября 2008 г., г.Новороссийск). Издательство Московского университета, М., стр. 407-410.
7. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2008) Критерии качества образовательных аудиовизуальных ресурсов в период перехода от DVD к HD и Сети // В кн: "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2008)" / Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Межвузовский сборник научных трудов. Материалы X Международной научно-практической конференции 5 декабря 2008 г. - М.: МГИУ, 2008, стр.124-128
8. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2009) Мультимедийные наглядные пособия и видеолекции– эффективные инструменты распространения биологических знаний. // В кн.: "Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции: Всероссийская научная конференция памяти проф. М.В.Гусева. Москва. МГУ имени М.В.Ломоносова. Биологический факультет. 2-4 февраля 2009 г. Материалы конф."/Ред. совет: Лобакова Е.С. и др. - М.: МАКС Пресс, 2009, стр.136-140
9. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2010) Утилитарность как движущая сила эволюции средств видеометода обучения // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр.57-69.
10. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Специфика использования Интернет-ресурсов и электронных изданий в качестве средств видеометода обучения// Сборник трудов Всероссийского съезда учителей биологии (28-30 июня 2011г., Москва, МГУ). М.: МАКС-Пресс, 2011. С. 130-132
11. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Адаптация образовательных ресурсов к дидактическим функциям посредством регулирования доступности информации// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2011). Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Материалы XIII Международной научно-практической конференции 9 декабря 2011 г.". М.: МГИУ, С. 110-113
12. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2012) Дидактически целенаправленное использование информационного инструментария// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 74-85
13. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Наглядные материалы в практике преподавания биологии // Материалы Третьей научно-методической конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование» (16.11.2013, Москва, МГУ) М.: МАКС-Пресс, С.107-108
14. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Адаптация ресурсов дистанционного обучения к компетентностному формату // Открытое образование. Научно-практический журнал. М: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ISSN: 1818-4243. - 2014. - №4. - С. 11-19.
15. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Аудиовизуальные ресурсы для мобильного дистанционного обучения // Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2014). Материалы Всероссийской конференции. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК. с. 46-49
16. Каспаринский Ф.О. Адаптивный дизайн сайтов — новый стандарт для интернет-представительств научных организаций и проектов // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 152-161. — doi:10.20948/abrau-2016-11
17. Каспаринский Ф.О. Представление наглядных материалов учащимся поколения Сети посредством динамических ассоциативных карт // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 207-217. — doi:10.20948/abrau-2017-27
18. Каспаринский Ф.О. Публикация интернет-ресурсов дистанционного обучения в соответствии со стандартом BYOD // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. —Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. — С.89-94
19. Каспаринский Ф.О. Универсальная адаптация онлайн-учебников к разнообразным пользовательским устройствам // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. — Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. — С. 94-98
20. Каспаринский Ф.О. Оптимизация структур динамических ассоциативных карт TheBrain 9 для интернет-публикаций по стандарту BYOD // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — С. 265-274. — URL: http://keldysh.ru/abrau/2018/theses/39.pdf doi:10.20948/abrau-2018-39 .
Продолжительность курса 36 часов. Структура и содержание курса "Цифровые наглядные материалы по стандарту BYOD для биологического образования" позволяют освоить его материалы в асинхронном режиме дистанционного обучения. Тексты курса иллюстрируют включённые и связанные внешние медиаресурсы. Каждая глава курса содержит набор вопросов для самоподготовки и контрольные тесты. Доступ к материалам курса предоставляется на сайтах videomethod.pro и didact.pro по запросу, адресованному автору курса.
Курс рекомендован для повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников, использующих приёмы визуализации в процессе преподавания и трансляции опыта практической работы.