Описание:Курс "Интерактивные сервисы сетевых видеоресурсов для преподавания биологических дисциплин" предназначен для студентов, преподавателей и научных сотрудников, активно использующих видеоматериалы в своей деятельности.
Первая часть курса посвящена типологии и истории развития информационно-навигационных компонентов аудиовизуальных ресурсов. Приведены основные методические рекомендации для создания и оптимального использования вводных и заключительных титров, 4 видов субтитров, аннотаций, комментариев и рецензий, заставок и гипервидеоссылок.
Во второй части курса рассмотрена специфика создания интерактивных оглавлений аудиовизуальных ресурсов на различных носителях.
Третья часть курса предназначена для формирования представлений о вариантах использования сервиса целевых коллективных заметок Vimeo для увеличения эффективности работы с аудиовизуальными материалами в сферах образования, науки и телемедицины.
Четвертая часть курса содержит сведения о способах публикации аудиовизуальных ресурсов (видеохостинг, мобильные приложения, вставка кодом в сайт и др.) и вариантых их группировки (альбомы, каналы, портфолио). Рассмотрены аспекты контролирования и мониторинга пользовательского доступа к аудиовизуальным ресурсам. Особое внимание уделено использованию статистических инструментов мониторинга удержания внимания пользователей на просматриваемых аудиовизуальных ресурсах для повышения качества их информационного наполнения.
Курс "Интерактивные сервисы сетевых видеоресурсов для преподавания биологических дисциплин" создан научным руководителем Лаборатории мультимедийных технологий Биофака МГУ к.б.н. Ф.О.Каспаринским на основе релевантных модулей курсов «Медиаресурсы в образовательном процессе: от создания до распространения» (повышение квалификации преподавателей на Биологическом факультете МГУ, 2008) и «Мультимедийные образовательные технологии» (факультет Педагогического образования МГУ, 2011-2013 гг.), а также 22 авторских публикаций с 2001 по 2018 год:
Каспаринский Ф.О. (2001) Использование MPEG-4 видео в учебном процессе. // Труды общеуниверситетской конференции "Научно-образовательные ресурсы МГУ в Интернет". (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 27 - 28 ноября 2001 года). [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://agora.guru.ru/msu2001/files/019_FOK2001f.doc
Каспаринский Ф.О. (2002) Интеграция MPEG4 видео в учебный процесс: итоги и перспективы // Материалы Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ», Новороссийск (23-28 сентября 2002 г.). M.: Изд-во Московского университета, стр. 188 – 189.
Каспаринский Ф.О. (2003) Внедрение компьютерных видео-лекций в образовательный процесс: навстречу пользователям // Материалы Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ», Новороссийск (22-27 сентября 2003 г.). M.: Изд-во Московского университета, стр. 117 – 119.
Каспаринский Ф.О., Маланьина Т.В. (2004) Видео-лекции: от CD к DVD и Сети // Материалы Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ», г. Новороссийск (20-25 сентября 2004 г.). M.: Изд-во Московского университета, стр. 181 – 183.
Каспаринский Ф.О., Маланьина Т.В. (2004) Видеолекции как информационный ресурс для дистанционного образования // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва (2004 г.). M.: Изд-во РИЦ МГИУ, стр. 173 – 176.
Каспаринский Ф.О. (2005) Аудиовизуальные материалы как информационный образовательный ресурс // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр. 478-488.
Каспаринский,Ф.О., Полянская,Е.И. (2008) Сетевые аудиовизуальные ресурсы: перспективы совершенствования систем навигации и информационного сервиса // В кн.: Научный сервис в сети Интернет: решение больших задач: Труды Всероссийской научной конференции (22-27 сентября 2008 г., г.Новороссийск). Издательство Московского университета, М., стр. 407-410.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2008) Критерии качества образовательных аудиовизуальных ресурсов в период перехода от DVD к HD и Сети // В кн: "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2008)" / Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Межвузовский сборник научных трудов. Материалы X Международной научно-практической конференции 5 декабря 2008 г. - М.: МГИУ, 2008, стр.124-128
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2009) Flash-меню как эффективные модульные инструменты навигации, ускоряющие эволюцию горизонтально масштабируемых веб-сайтов.// Научный сервис в сети Интернет: масштабируемость, параллельность, эффективность. Труды Всероссийской суперкомпьютерной конференции (21-26 сентября 2009 г., г.Новороссийск). М.: Издательство Московского университета, стр. 480-482.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2009) Практическое использование формата DivX® media для создания высококачественных интерактивных видеолекций.// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2009). Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Материалы XI Международной научно-практической конференции 4 декабря 2009 г.". М.: МГИУ, стр. 153-157
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2009) Мультимедийные наглядные пособия и видеолекции– эффективные инструменты распространения биологических знаний. // В кн.: "Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции: Всероссийская научная конференция памяти проф. М.В.Гусева. Москва. МГУ имени М.В.Ломоносова. Биологический факультет. 2-4 февраля 2009 г. Материалы конф."/Ред. совет: Лобакова Е.С. и др. - М.: МАКС Пресс, 2009, стр.136-140
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2010) Утилитарность как движущая сила эволюции средств видеометода обучения // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр.57-69.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Обзорно-указательная система навигации образовательных ресурсов в сети Интернет// Научный сервис в сети Интернет: экзафлопсное будущее: Труды Международной суперкомпьютерной конференции (19-24 сентября 2011 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2011, стр. 463-466.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2012) Организация структурированных образовательных видеотек под управлением CMS 1C-Bitrix// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012). Материалы XIV Международной научно-практической конференции 7 декабря 2012 г.". М.: МГИУ, 71-74
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Видеолекция как жанр // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ - 2013). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 2013, стр. 80-92
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Профессиональные интернет-видеолекции // Научный сервис в сети Интернет: многообразие суперкомпьютерных миров.Труды Международной суперкомпьютерной конференции (22-27 сентября 2014 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2014, с.432-435
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Аудиовизуальные ресурсы для мобильного дистанционного обучения // Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2014). Материалы Всероссийской конференции. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК. с. 46-49
Каспаринский Ф.О. (2015) Контролируемый доступ к сетевым аудиовизуальным ресурсам в системе дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2015). Материалы Международной научно-практической конференции 11 декабря 2015 г. М.: МГИУ, стр.
Каспаринский Ф.О. Организация многоуровневого пользовательского доступа к сетевым сервисам и медиаресурсам // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 182-187. — doi:10.20948/abrau-2016-14
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2016) Организация high-touch формы дистанционного обучения посредством Skype-видеоконференций // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2015). Материалы Международной конференции 11 декабря 2015 г. г. Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016, с.42-45
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Вариативность инструментов публикации медиаресурсов в социальных сетях // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 218-226. — doi:10.20948/abrau-2017-28
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Информационно-навигационный сервис сетевых аудиовизуальных ресурсов // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — С. 284-294. — URL: http://keldysh.ru/abrau/2018/theses/42.pdf doi:10.20948/abrau-2018-42
Продолжительность курса 24 часа. Структура и содержание курса "Интерактивные сервисы сетевых видеоресурсов для преподавания биологических дисциплин" позволяют освоить его материалы в асинхронном режиме дистанционного обучения. Тексты курса иллюстрируют включённые и связанные внешние медиаресурсы. Каждая часть курса содержит набор вопросов для самоподготовки и контрольные тесты. Доступ к материалам курса предоставляется на сайтах videomethod.pro и didact.pro по запросу, адресованному автору курса.
Курс рекомендован для повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников, использующих приёмы визуализации в процессе преподавания и трансляции опыта практической работы.