Описание:В рамках курса тематизируется философско-методологическая проблема культурной, социально-эпистемологической, герменевтической, биологической детерминированности ценностно-смысловых оснований научного знания. Курс состоит из Введения, пяти частей и Заключения.
Во введении обозначается проблемное поле темы ценностно-смысловой детерминации научного знания с точки зрения философской методологии.
Первая часть посвящена научному мышлению в классической философской традиции: «Середина как докса» в философии Платона; Христианство и наука: к истории понятия бесконечности; Врожденные идеи и априоризм рационализма; Относительная независимость исходных принципов от опыта: «истины разума» против «истин опыта» Лейбница; Проблема отождествления априорности с формальной истинностью; «Коперниканский переворот» Канта.
Во второй части курса студенты знакомятся с классическим и неклассическим идеалами рациональности, изучая следующие темы: Трансформация идеала рациональности эпохи Просвещения в феноменологии Гуссерля философии жизни Бергсона, Дильтея, Шпенглера; экзистенциализме Кьеркегора, Ясперса; онтологии Хайдеггера; «Символический элемент рациональности»; «Наука и ценности как бесконечное и конечное» (М.К. Мамардашвили).
В третьей части в рамках указанной проблематики ценностно-смысловых оснований знания в науке освещается научная рациональность в постпозитивистской и аналитической философии. Так же эта часть курса направлена на изучение эпистемологического статуса повествовательных структур в научном познании и нарративной логики в семантическом контексте научного языка в конструктивизме (Ф.Р. Анкерсмит, П. Бурдье, Р. Барт, Г. Иггерс, Ж.-Ф. Лиотар, П. Рикер).
Четвертая часть курса посвящена теме понимания рациональности как ценности: Рациональность как системное свойство культуры (М. Вебер); Мировоззренческие установки как основа деятельности дискурсивного мышления в философии франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.); Рациональность науки и культуры; Проблема культурной детерминации научного познания.
Пятая часть курса посвящена герменевтике в ее связи с понятиями «ценность» и «смысл»: Язык как «горизонт» понимания мира; Онтологическая проблематика понимающего бытия человека в философской герменевтике (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас); «Онтологический поворот» в интерпретации понимания (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) и значимость процедур понимания для эпистемологии; Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
В Заключении курса студенты готовят выступления с защитой рефератов по темам на выбор.