Описание:XX век стал веком революций. Революции коснулись не только наиболее устойчивых, на первый взгляд, элементов социальных порядков, но прежде всего способа описания последних. Функции способа описания не сводятся к тому, что пытаются опознать критики идеологий. Иначе говоря, вопрос не только в том, что способ описания институциональных систем создает вокруг них ореол незыблемости, правильности, справедливости и т.д. Любой способ описания институциональной системы отвечает за ее сборку, а также за то, чтобы она не была разобрана ни изнутри, ни извне. Отсюда следует, что способ описания сам является важнейшей часть институтов, которые он описывает. Можно сказать, что, с определенной точки зрения, способ описания составляет код институциональной системы, но этот код нельзя "вынуть". Он перестает действовать, когда отделяется от нее. Процессы трансформаций неслучайно сопровождаются состояниями "смутного времени". Эти состояния связаны не только с эффектами "стохастической политики", но и с тем, что происходит обвал прежних "критериев истины". При этом именно XX век явился временем, когда подобные драматические сюжеты сработали в плюс, обернувшись неожиданной стороной. Выяснилось, что революционизация познания оказывает стабилизирующий эффект, позволяет вырваться из цикла "переворот-реставрация" и вообще меняет ход истории в перспективе лучшего усвоения ее уроков. Методология поворотной модели развития гуманитарных наук рассматривается в курсе на материале лингвистического, урбанистического и мифологического поворотов в гуманитаристике, которые набирают силу и по сей день. Версия курса для аспирантов предполагает большее количество кейсов для самостоятельной исследовательской работы.