Описание:Программа спецкурса «Парадоксы зрительного восприятия»
1.С/к предназначен для студентов д/о, в/о, спецотделения 4-5 курсов по специализации «Общая психология».
2.Тезаурус: психология восприятия зрительных иллюзий; сенсорные, кортикальные, когнитивные механизмы возникновения иллюзий; парадоксы морфологического и функционального устройства зрительной системы; оптико-геометрические иллюзии; иллюзии восприятия движения; иллюзии светлоты; иллюзии цвета; моделирование зрительных иллюзий;
4. Цель с/курса:
- с/к расширяет и углубляет знания студентов в области психологии восприятия. После изучения этого спецкурса студенты будут знать многоуровневый подход для изучения восприятия иллюзий, гипотетические модели для их объяснения; уметь моделировать иллюзии (т.е. знать правила создания иллюзорного изображения); знать разнообразные иллюзии светлоты, цвета, формы, движения. Предлагаемый в спецкурсе материал укрепит теоретический материал основного курса «Ощущение и восприятие», а также позволит ознакомиться с современными научными направлениями в области психологии восприятия. Следует также отметить, что практические навыки студентов по работе с конкретным материалом c|курса могут быть использованы в таких областях как реклама, дизайн, изобразительное искусство.
5. Задачи с/курса:
-выяснение роли иллюзий в восприятии
-рассмотрение различных иллюзий и детальный разбор параметров стимуляции, при которых возникает иллюзорные эффекты
-анализ сенсорных механизмов зрительной системы и разбор иллюзий, которые возможно объяснить при помощи этих механизмов
-рассмотрение перцептивных механизмов восприятия и возможности объяснения иллюзий на их основе
-выяснение роли механизмов константности в восприятии иллюзий
-изучение межкультурных и возрастных различий в восприятии иллюзий
6.Связь с/курса с основными дисциплинами специализации «Общая психология».
С/курс расширяет и уточняет представления студентов о сложных и неоднозначных процессах зрительного восприятия, углубляет знания методологических аспектов в познавательных процессах, расширяет знания оригинальных экспериментальных методов, формирует аналитические способности студентов при обсуждении моделей и представлений о процессе возникновения иллюзорных изображений.
Содержание курса:
1. Темы и краткое содержание:
-Тема 1. Зрительные иллюзии и их роль в создании моделей зрительного восприятия. Классификация зрительных иллюзий. Отличительные особенности различных классификаций.
-Тема 2. Сенсорные и кортикальные механизмы обработки информации в зрительной системе человека. Парадоксы проксимальной стимуляции для зрительной системы человека. Использование результатов физиологических и психофизических данных для объяснения иллюзий размера и светлоты.
Тема 3. Когнитивные правила формирования зрительного образа. Иллюзии и теории константности восприятия. Иллюзии Эймса.
-Тема 4. Разбор оптико-геометрических иллюзий: иллюзии деления пополам, Мюллера-Лайера, Зандера, Понцо,
заполненного пространства, направленных линий, иллюзии контраста. Модели, методы, эксперименты.
-Тема 5. Разбор иллюзий светлоты: иллюзии светлотного контраста, Вазарели, гармошки Маха, Адельсона, Уайта и др. Зрительные признаки периферического и центрального уровней объяснения иллюзий.
-Тема 6. Разбор динамических иллюзий. Иллюзии индуцированного движения, фи-феномен, параллакс движения, автокинетический эффект, луминг, онортоскопическое и биологическое движение. Распознавание формы на основе информации о движении.
-Тема 7. Восприятие иллюзий цвета. Ассимиляция, неоновые цвета, цветовой контраст.
-Тема 8. Возрастные и межкультурные различия в восприятии иллюзий. Социальный аспект восприятия иллюзий. Иллюзорное восприятие животных.