Описание:Можно сказать, что телеология ровесница философии: в первых вопрошаниях досократиков о природе сущего имплицитно присутствует интуиция целесообразности. Платон на вершину бытия помещает Благо, выступающее целью развития низших уровней бытия. Аристотель говорит о целевой причине как одном из начал бытия и Перводвигателе как абсолютной цели. Телеология с этих времен становится неотъемлемой частью метафизики и философии в целом.
Осмысленная деятельность в социальном пространстве возможна только при наличии определенной цели. Телеология не только отвечает на вопросы относительно конечных целей, но организует социальную реальность исходя из канонических для данной общности целей. Она обладает социоорганизующими функциями: морфологически формирует социальное пространство, выступает неотъемлемой частью идентичности и солидаризации вокруг определенных целей, обладает практически неограниченным мобилизационным потенциалом. Историчность форм социальной реальности стала общим местом философии как минимум со времен А. Шюца. Это же можно сказать и о ценностях, канонах, нормах, выступающих основой целенаправленной деятельности. Исходя из того, какие цели ставит перед собой определенное сообщество, меняется его идентичность, представления о существующем и должном, формируется релевантная социальная прагматика.
На протяжении всей истории социальная телеология развивалась в ходе более-менее естественного хода событий. Современный этап глобализации характеризуется возможностью сознательного конструирования социальной телеологии, что соответственно приводит к пересмотру устоявшихся представлений о принципах и логике исторического развития, индивидуальной идентичности, нормах и канонах социального бытия в целом. Рациональная экспликация субъектов, механизмов и стратегий конструирования социальной телеологии становится необходимым элементом социального знания и основой рационального и свободного действия в изменившихся условиях эпохи все большей релятивизации ценностно-смыслового универсума.