Описание:Красненкова А.В.,
Учебный курс по логике для студентов математических факультетов.
г. Москва, РФ.
Проблема преподавания логики преподавателями с философским образованием у студентов-математиков представляется мне весьма нетривиальной. Тем не менее, по своему опыту (преподавание на факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова), могу сказать, что здесь есть интересные перспективы для взаимодействия и развития. Мною разработан план спецкурса (продолжительность -- 1 семестр), для студентов-математиков, не специализирующихся в области математической логики и теории алгоритмов. Задачей спецкурса является улучшение и углубление навыков логического мышления у студентов. Логика подается как универсальная научная дисциплина, пригодная для анализа и решения как гуманитарных, так и математических и естественнонаучных проблем. Также дается представление о теории аргументации, типичных ошибках и уловках, возникающих как при обосновании собственной позиции, так и в споре с оппонентом.
Далее приводится примерный план спецкурса.
Тема 1.
Предмет и метод логики. Круг задач, решаемых логикой. Проблема логического следования. Различные варианты решения проблемы следования: классические системы, системы со строгой импликацией, паранепротиворечивые, параполные системы; релевантные логики.
Применимость логических построений к решению конкретных научных проблем.
Тема 2.
Силлогистика. Традиционная позитивная силлогистика: аксиоматическая и натуральная системы. Натуральная система позитивной традиционной силлогистики как одна из наиболее простых и эффективных ее формализаций. Применимость силлогистики для анализа философских проблем, например, софизмов: проблема различения ситуации "из х следует у" и "раз между х и у есть отношение логического следования, значит, у истинно". Натуральные системы силлогистик Аристотеля и Кэрролла.
Тема 3.
Классическое исчисление высказываний: аксиоматическая формулировка. Теорема дедукции: формулировка. план доказательства; роль теоремы дедукции в облегчении процесса поиска логического вывода и доказательства. Связь между логическим следованием и импликацией.
Проблемы материальной импликации. Полнота и непротиворечивость указанного исчисления.
Тема 4.
Классическое исчисление высказываний: натуральная формулировка куайновского типа. Теорема о дедуктивной эквивалентности аксиоматической и натуральной систем.
Вопрос о типе импликаций в натуральных исчислениях.
Применение натуральных исчислений для математических и естественнонаучных рассуждений и исследований. Проблема сложности для аксиоматических и натуральных систем.
Тема 5.
Классическое исчисление предикатов: аксиоматическая и натуральная формулировки. Теорема о дедукции. Различные варианты натуральных систем для классического исчисления предикатов: с ограничением переменных и без оного.
Применение натуральных исчислений для классической логики предикатов при решении гуманитарных, математических и естественнонаучных вопросов. Немного о полноте и непротиворечивости для КЛП.
Тема 6.
Введение в теорию и практику аргументации. Правила аргументации и критики. Типичные ошибки и уловки, возникающие в процессе аргументации и критики.
Литература:
Бочаров В.А. Маркин В.И. Введение в логику. М., «Форум», 2008.